Журнал №193, октябрь 2019

Наташа Дейли
08 июня 2018
/upload/iblock/35b/35bc07614f1822cd8aaafa9c8e83495f.jpg
Фото: Джорди Чиас
Животные едят его, застревают в нем, гибнут из-за него: пластик превращает океан в минное поле.
В Средиземном море у побережья Испании головастая черепаха угодила в старую пластиковую рыболовную сеть. Черепаха смогла высунуться из воды, чтобы дышать, но ей грозила неминуемая гибель, если бы ее не освободил фотограф. «Фантомное рыболовство» брошенными снастями – серьезная угроза для морских черепах.

В лодке у берегов Коста-Рики, вооружившись плоскогубцами, сотрудник природоохранной организации пытается вытащить пластиковую соломинку из ноздри морской черепахи. Черепаха мучается страшно, из носа у нее идет кровь. Видео на YouTube длится восемь минут. Оно набрало свыше 20 миллионов просмотров, хотя зрелище это не для слабонервных. В конце концов биологи извлекают из носа несчастной 10-сантиметровую (!) соломинку.

«Мусорные атаки» на природу, увы, давно не редкость. Мертвый альбатрос, в желудке которого обнаружили пластиковые отходы. Черепаха, много лет назад застрявшая в кольце пластиковой упаковки, постепенно деформировавшем туго пережатый панцирь. Тюлень, запутавшийся в выброшенной рыболовной сети.

/upload/iblock/c2d/c2da4f2f670daa0b562189f3e3568c1e.jpg
Джастин Хофман
Чтобы плыть вместе с течениями, морские коньки цепляются за оторвавшиеся от дна водоросли или другие плавучие объекты естественного происхождения. Этот конек, обитающий в загрязненных водах у берегов индонезийского острова Сумбава, вцепился в пластиковую ушную палочку. «Я бы дорого дал, чтобы этого снимка не было», – говорит фотограф Джастин Хофман.

Как утверждают исследователи, бледноногие буревестники – крупные морские птицы – съедают больше пластика в пропорции к массе своего тела, чем все другие морские обитатели. Осколок пластика, пронзивший кишечник, может быстро убить птицу. Но обычно последствия другие: поедание пластика вызывает хронический, неутолимый голод.

«Они едят пластик, думая, что это пища, – рассказывает Мэтью Савока, морской биолог из Национального управления океанических и атмосферных исследований. – Представьте, что вы пообедали, а потом весь день чувствуете слабость и голод. Это, согласитесь, изрядно сбивает с толку».

Как установил Савока, рыбы вроде анчоусов едят пластик, потому что, покрывшись водорослями, он начинает аппетитно пахнуть. Морские птицы скитаются в поисках настоящей пищи, а находят все тот же пластиковый мусор, которым и кормят птенцов. То, чем ценен пластик для людей – его долговечность и легкость, – лишь усугубляет опасность для животных. Пластик неподвластен времени и в изобилии плавает на поверхности воды. «Хуже всего так называемый одноразовый пластик», – объясняет Савока, имея в виду соломинки для питья, бутылки и пакеты. По статистике, около семи сотен видов морских животных уже проглатывали пластик или застревали в нем, как в паутине.

/upload/iblock/8c6/8c6c14cecd4ab843a5dcc5eb49310ba4.jpg
Шон Миллер
 На японском острове Окинава рак-отшельник защищает мягкое брюшко крышкой от пластиковой бутылки. Отдыхающие любят собирать на пляже ракушки, в которые обычно прячутся раки, но забывают убирать за собой мусор.

STOCK_MM8770_storkbag2dlab.jpg Фотограф освободил этого аиста, угодившего в полиэтиленовый пакет на свалке в Испании. Один пакет может убивать много раз: трупы животных разлагаются, но пластик остается невредимым и может снова задушить или расставить западню. Автор фото: Джон Канкалоси

Нам не до конца понятно долгосрочное воздействие пластика на живую природу. Первые случаи проглатывания пластика морскими птицами были отмечены в 1966 году, когда ученые обнаружили на тихоокеанском атолле останки 74 птенцов темноспинного альбатроса. С тех пор производство пластика выросло примерно в 20 раз. Последствия очевидны.