Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Жизнь планеты

Почему разводы после четырех лет семейной жизни особенно часты

Наталья Иншакова
23 января 2015
/upload/iblock/20f/20faad58e74be2f53a2152c1bbe07dee.jpg
Фото: fotoimedia.
Найдено возможное объяснение, почему люди чаще всего разводятся после четырех лет семейной жизни.
На то, чтобы расставаться через несколько лет после свадьбы, есть эволюционные причины. К этому выводу пришла Хелен Фишер, биолог и антрополог из Ратгерского университета в Нью-Джерси и автор популярной книги Anatomy of Love: The Natural History of Monogamy, Adultery and Divorce. На протяжении многих лет она изучала историю эволюции, а также мировую статистику по разводам. Хотя средняя продолжительность браков, заканчивающийся разводом, составляет около семи-восьми лет, чаще всего разводы происходит через четыре года после свадьбы. Причем в группу особого риска попадают люди, находящиеся в расцвете фертильности – мужчины от 25 до 29 лет и женщины от 20 до 24 лет. Моногамия - довольно редкое явление в животном мире, напоминает Фишер. Большинство млекопитающих полигамны, только лишь среди приматов 25% видов отличаются моногамией. 90% птиц склонны заключать союзы, но лишь для того, чтобы завести потомство и дать ему немного окрепнуть. После этого их союзы обычно распадаются. Не исключение в этой тенденции и человек. Исследования Фишер показывают, что в древних сообществах женщины рожали детей примерно раз в четыре года, затем отдавали их на воспитание общине и заключали союз с новым партнером. Это обеспечивало более сильное и генетически здоровое потомство. Возможно, современная тенденция к разводам после четырех лет брака – отголосок тех времен. В то же время, человеческая натура устроена сложно, а инстинкт размножения не так силен, как тысячи лет назад. Тяга к быстрым расставаниям может быть следствием нашей любви к переменам в целом: по данным опроса компании Fast, типичный американский менеджер меняет место работы также раз в четыре года.