Журнал №193, октябрь 2019

Почему женщины боятся науки

Наталья Иншакова
19 января 2015
/upload/iblock/8ec/8ecfcabca2d1944c73538c00df527656.jpg
Фото: fotoimedia / Ведомости / Сергей Портер.
Женщины-ученые окружены множеством стереотипов: считается, что они предпочитают гуманитарные дисциплины, не любят долгую кропотливую работу и плохо анализируют информацию. Новое исследование, проведенное американскими учеными, опровергает все эти утверждения и объясняет, почему на самом деле в науке не так много женщин.
Команду исследователей возглавили Андрей Чимпиан из университета Иллинойса и Сара-Джейн Лесли из Принстона. Они опросили 1800 выпускников и аспирантов американских университетов, специализирующихся в 30 различных дисциплинах. Помимо прочего, участников попросили назвать качества, необходимые для продвижения в той или иной области науки. Результаты оказались неожиданными: именно в тех сферах, где, по мнению опрошенных, важнее всего личная одаренность, очень мало женщин. Это, например, инженерное дело, математика, а также многие гуманитарные науки. В частности, философия: по данным 2011 года, только 31% кандидатов наук в этой области в США – женщины. А вот в молекулярной биологии их больше, чем мужчин. Андрей Чимпиан утверждает, что его команде также удалось развенчать главные мифы о женщинах-ученых: на самом деле они прекрасные аналитики, очень усидчивы и отлично ориентируются в точных науках. Главная проблема в том, что они избегают дисциплин, для которых важна та самая одаренность. По мнению исследователей, в этом виновато общество, навязывающее нам мнение о том, что женщина гениальной быть не может.