Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Жизнь планеты

Подняли парус

Юрий Кузнецов; фото Александр Железняк, Евгения Ефимова
21 апреля 2009
Тема Adventure – парусные яхты. Есть миф об их невозможной дороговизне и элитности. Так действительно было, но – много лет назад. После изобретения яхтенного чартера мир изменился и путешествия под парусами стали доступны каждому.

Что такое яхта?

Точного определения нет, но так можно назвать любое судно, которое не используют для коммерческих перевозок на каком-либо маршруте. Можно купить списанный авианосец, покрасить в белый цвет и называть яхтой. Яхты бывают моторные и парусные. Парусные позволяют путешествовать, используя дармовую силу ветра – в условиях кризиса это особенно актуально. О таких яхтах мы и расскажем.

Яхтенный чартер

Чартер – это аренда яхты. Понятие «чартер» появилось в послевоенной Европе и позволило любому, не имея собственной лодки, проводить отпуск под парусами. Яхты арендуются у чартерной компании. Цены в прайсах – за неделю. Прелесть сейлинга (именно это краткое английские слово определяет громоздкую фразу «хождение на парусной яхте») в том, что обязательного маршрута нет. Вы взяли яхту в пункте «А» и должны через неделю вернуть ее сюда же. Где будете находиться в это время – никого не волнует. Есть вариант чартера «one way», когда яхта берется в пункте «А» и сдается в пункте «Б». Как правило, one way дороже на 350 евро.

Чартерные агентства

Это посредники, работающие за процент, который чартерная компания заранее включила в стоимость аренды. Проверить чистоплотность агентства просто – объявленная цена не должна отличаться в большую сторону от суммы, заявленной владельцем яхты. Все цены есть на сайтах чартерных компаний. Можно договориться напрямую (sunsail.eu, moorings.com), но у агентства, как правило, больше связей в маленьких компаниях и возможностей предложить много интересных вариантов и скидок.

Яхты

Главная характеристика яхты – длина в футах. Самые популярные в чартере яхты – как правило, от 34 до 54 футов. На яхте может быть от двух до пяти кают. Все двухместные. На каждой яхте, сдаваемой в аренду, есть холодильник, газовая плита, раковина. Есть один или несколько санузлов и обязательно душ на палубе, чтобы сполоснуться после соленой воды.

Цена недельного круиза

Цены на аренду зависят от размера и класса яхты, сезона и региона. Основные регионы: Турция, Греция, Хорватия, Канары и Болеары. Здесь яхтинг самый массовый, и в средний сезон 43-футовая яхта (на 8 человек) обойдется примерно в 2500 евро. Немного отдельно стоят Италия, Франция, Сейшельские и Ка­риб­ские острова, Таиланд, Норвегия. Эти места тоже очень популярны, но аренда яхт здесь в целом получается дороже, сложнее навигация и, как правило, сюда выбираются уже достаточно опытные яхтсмены.

Морская болезнь

Этот вопрос мучает любого, кто готовится подняться на палубу яхты. Универсального ответа на вопрос «будет ли меня укачивать?» нет. Одни просто не замечают ничего, кто-то укачивается день, а потом привыкает. На крайний случай – таблетки против морской болезни. В целом, ничего ужасного нет, иначе бы путешествия на яхтах не были столь популярны.

Как управлять яхтой

Кроме желания отдохнуть на яхте у вас должен быть сертификат на управление, но если его нет – легко нанять шкипера. Цена за сутки – около 140 евро. Современная чартерная яхта устроена таким образом, что управлять ею может один человек. Поэтому, если вы наняли опытного шкипера, можете смело выходить в море. Чтобы самому научиться контролировать яхту и стать шкипером, лучше всего поучиться и сдать экзамены в яхтенной школе. Но и после первого похода с капитаном, при наличии желания, можно получить навыки и научиться управлять яхтой самостоятельно.

Яхтенные школы

При выборе школы следует быть осторожным. Исторически сложилось так, что массовые школы для яхтсменов появились в Британии после войны. Они стали готовить не спортсменов, а именно «простых людей» к безопасному путешествию под парусом. Британские школы называются RYA – от Royal Yachting Association. Школы RYA разбросаны по всему миру, их очень много на Средиземном море. Новичок через Интернет записывается и приезжает на одну или две недели на практику (rya.org.uk). За пару недель инструктор натаскивает учеников до уровня, который позволит хоть и осторожно, в дневное время и при хорошей погоде, но выйти в море на яхте самостоятельно. Сравнительно недавно появились американские школы IYT (International Yacht Training) – они создали сеть лицензированных школ, в том числе и в России, и выдают международные сертификаты на управление яхтами. Однако все курсы различаются по ценам и программам обучения. Подбирая школу, следует найти от­зы­вы учени­ков, получивших сер­ти­фи­ка­ты. Сре­ди москов­ских можно отметить шко­лу На­цио­наль­ной ассоциации шки­пе­ров (skippers.ru), Мос­ков­скую яхт-­шко­лу (mys.ru), Русский яхтенный центр (ryc.ru).

Страховка

Все яхты застрахованы на любой случай. Но когда вы берете яхту в чартер, компания берет возвращаемый страховой депозит (от 1200 до 5000 евро). Если, не дай бог, произошли поломки по вашей вине, из суммы вычтут их стоимость. Любые более серьезные повреждения оплатит страховая компания. Чартерная этика - Важный момент – отношения с наемным шкипером. Шкипер – это капитан, он отвечает за все на яхте, и в любой ситуации последнее слово за ним. Если шкипер нанят, он не является прислугой, он не должен готовить и т.п. Если идете ужинать в ресторан, то вы должны пригласить шкипера и оплатить его ужин, а покупая продукты на неделю – рассчитывать и на капитана. - Если вы не наняли стюарда (а такая услуга тоже есть), то готовить легкую еду и убираться в течение похода придется самим. Сдавая лодку обратно, также следует навести порядок, а не оставлять после себя помойку. - Вести себя в маринах (так называют стоянки для яхт), где стоят сотни лодок, следует тихо: на многих яхтах есть дети, а кто-то просто хочет поспать. - Также нужно помнить об экологии – и не выбрасывать за борт неорганический мусор. А в маринах пользоваться не бортовым санузлом, а пройти несколько метров до туалета на берегу. - Если рядом с вами швартуется яхта, следует выйти на палубу и быть готовым оказать помощь. - Не следует поднимать действующие военные флаги. Чаще всего их не замечают, но заход судна под военным флагом – это дипломатическая процедура, могут быть неприятности. Также нельзя поднимать «Веселый Роджер» – судно под пиратским флагом могут признать пиратским, со всеми вытекающими. - Сдавая лодку после пу­те­шест­вия, не следует скрывать мелкие поломки, их цена зачастую не столь велика, но так вы продемонстрируете отношение к яхте. Экипажи, имеющие «хорошую кредитную историю» взаимоотношений с чартерными компаниями, как правило, получают скидки на аренду яхт.