Поиск
x
Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Жизнь планеты

Поэзия тишины: как развивалось древнее искусство пантомимы

Розалия Хетагурова
16 марта 2018
/upload/iblock/10b/10b3357839a89d62d64f03b6f8f2218b.jpg
Фото: Мим-экспресс
В переводе с греческого «pantomimus» означает «тот, кто изображает всё». И ведь это действительно так: мим – это молчаливый рассказчик, который порой может сказать намного больше, чем «говорящие» артисты. Гуляя по Парижу, можно без знания какого-либо иностранного языка «увидеть» целую историю, рассказанную уличным актером пантомимы одним только языком тела. 
В арсенале обычного актера есть слова, понятные любому. У мима есть только жесты, мимика, пластика и чувства. Поневоле задаешься вопросом: «Если обычные актеры тратят столько сил, чтобы рассказать историю своего героя и придать силы своему слову, сколько самоотдачи тогда требует молчаливая игра?»

Как вид театрального искусства пантомима зародилась в Древней Греции. Поначалу актеры могли использовать в своей игре и устную речь, но в конце I века до н.э. в древнеримской пантомиме произошло окончательное разделение слова и жеста. Теперь артист только изображал действия, сопровождаемые музыкой и комментариями.
Девушка.JPG
В средние века пантомима была искусством нищих, выходивших на улицы города, чтобы заработать себе на жизнь. Позднее в XVI-XVIII века жанр переродился в итальянскую комедию масок, или так называемую комедию дель арте. Многие маски, используемые в то время итальянскими актерами, стали входить в обиход мимов следующих поколений.

Во Франции мощным толчком к развитию пантомимы послужило установление театральной монополии наряду с введением ограничений и запретов на исполнение устных и вокальных номеров. Актеры пытались сказать языком своего тела то, что нельзя было облечь в слова.
Пантомима – это искусство, которое начинается с умения всмотреться в жизнь. Р.Е.Славский

Со временем из уличного искусства пантомима переросла в нечто большее и переместилась на арены цирка. В XIX веке появляются талантливые клоуны, слава о которых прошла через века. В их числе англичанин Джозеф Гримальди, который выходил на подмостки под сценическим псевдонимом Джой (игра слов: от англ. Joy – радость). Для того времени Гримальди был новатором: он добавил новых красок и тонов традиционной роли простака и дурачка, берущей начало с вышеупомянутой итальянской комедии масок. А когда в Англии XIX века возникли первые мюзик-холлы, именно он ввел в театр женскую пантомиму, а также непосредственное участие публики в представлении.
/upload/iblock/754/754b0a8892ba1065c4f97b41eb0b0428.jpg
Мим-экспресс

Наряду с Гримальди, в историю также вошел Батист Дебюро, создатель знаменитого пантомимного героя Пьеро – доброго печального, немного неловкого неудачника в объемном белом балахоне, с вымазанным мукой лицом. Образ этого героя стал всемирно известным и был воспет поэтами и музыкантами. После смерти Дебюро на памятнике написали: «Здесь покоится человек, который сказал всё, хотя никогда не говорил».
Удивительный ты человек. Я слышу, что ты делаешь, а не только вижу. Мне кажется, самые руки твои говорят. Древнегреческий писатель Лукиан
В начале XX века из цирков и мюзик-холлов пантомима переносится на кинопленку и переживает расцвет в творчестве знаменитых мимов немого кино, таких как Чарли Чаплин, Бастер Китон и Гарольд Ллойд. С этого момента начинается развитие пантомимы как серьёзного театрального жанра, появляются специальные образовательные программы, пантомимные театры и студии. По сей день пантомима является неотъемлемой частью любого театра, и, по мановению белой перчатки, как по волшебству, можно перенестись во Францию, увидеть тысячу характеров и историй.

Фотографии предоставила актерская студия «Мим-экспресс», чьи мимы работают в лучших традициях старой школы, добавляя настоящего французского шарма любому мероприятию.