Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Жизнь планеты

Польза шоколада и красного вина сильно преувеличена

16 мая 2014
/upload/iblock/b84/b84fa20e3c9b1d7675a831fc15c07e68.jpg
Автор фото: Susanne Nilsson.
/upload/iblock/c63/c63ff4b330d57c724eb705a46ebb18c5.jpg
Ресвератрол содержится в фисташках (на фото), арахисе, чернике, какао и других продуктах. Автор фото: Divya Thakur.
Американские ученые установили, что содержащийся в красном вине, шоколаде и других продуктах ресвератрол, вопреки общепринятому мнению, нисколько не влияет на продолжительность жизни человека.
Ресвератрол - природный фитоалексин, выделяемый некоторыми растениями в качестве защитной реакции. В экспериментах с мышами и крысами были выявлены противоопухолевое, противовоспалительные, понижающие уровень сахара в крови, кардиопротекторные и другие положительные эффекты ресвератрола. Автоматически эти свойства были перенесены и на организм человека, и, похоже, никто ранее не задумывался провести соответствующее исследование. Специалисты из медицинской школы Университета Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University School of Medicine) в штате Мэриленд, США, обратили внимание на то, что итальянцы потребляют достаточно много красного вина и шоколада. Однако каких-либо выдающихся показателей здоровья у них не наблюдается. В долговременном исследовании рассматривался уровень заболеваемости в контрольной группе, состоящей из 800 мужчин и женщин в возрасте от 65 лет. В течение девяти лет после начала исследования 34% испытуемых умерли, у 27% возникли сердечно-сосудистые заболевания, а 4,6% заболели раком. Это – среднестатистические показатели для людей с любой диетой, то есть высокое содержание ресвератрола в рационе участников эксперимента не повлияло ни на их заболеваемость, ни на смертность. Помимо красного (а также белого) вина, ресвератрол содержится в таких продуктах, как арахис, фисташки, виноград, черника, клюква и какао. Ученые отмечают, что некоторую пользу при борьбе с грибковой инфекцией или стрессом ресвератрол все же оказывает. Но для профилактики сердечно-сосудистых и других заболеваний, серьезно влияющих на продолжительность жизни человека, лучше использовать созданные фармацевтическими компаниями лекарства и пищевые добавки. Эти препараты были испытаны на людях, тогда как все исследования о пользе ресвератрола проводились только на лабораторных животных.