Поиск
x
Журнал №189, июнь 2019
Журнал №69, апрель - май 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Жизнь планеты
Последний из тех, кто делает стрелы
Текст и фото: Владимир Алексеев
27 ноября 2012
/upload/iblock/c17/c17d249e9a500c7688aab71358181d25.jpg
Раони Метуктире – вождь каяпо.
Амазонские индейцы утратили идентичность на глазах всего лишь одного-двух поколений. Можно ли было избежать этого?
К поездке в деревню индейцев каяпо я готовился более полугода. И вот мы с проводником (он же переводчик) едем по бездорожью вдоль притока Амазонки Шингу на север штата Мату-Гросу. Здесь с 1961 года существует резервация Parque Indigena do Xingu. Здесь живет более 14 племен, но меня интересует лишь одно – каяпо, известное крутым нравом и удивительными легендами. ...Поселок Сан-Жозе-ду-Шингу – это две улицы и 3500 жителей. Здесь начинается принадлежащая индейцам дорога, которая пересекает резервацию с востока на запад. В первый же вечер моего пребывания в городке я сижу напротив Закиэла Бокату – фазендейро и по совместительству паромщика, ресторатора и мастера по ремонту газовых плит. В 1974 году Закиэл вместе со своим дядей начал строить город в этом отдаленном уголке. В том же году состоялся первый контакт Закиэла с индейцами каяпо. Два индейца, Раони и Пую, пришли за помощью. У Раони воспалилась нижняя губа – та, в которой индейцы носят деревянную пластину. Семья Бокату помогла ему, а Раони с Закиэлом подружились – и дружат вот уже почти сорок лет. Это невероятная удача. Я сижу напротив человека, который дружит с вождем каяпо Раони Метуктире! Борец за права коренного населения, Раони пожалуй, самый известный индеец Южной Америки. За свою долгую жизнь – а Раони за восемьдесят – он побывал более чем в 20 странах мира, встречался с королями и президентами, с Папой Римским Иоанном Павлом II, Стингом, Харрисоном Фордом. И вот настал день нашей первой встречи с Раони, в Доме Воинов в деревне каяпо. Облаченный в желтый кокар (индейская шапка из перьев попугая ара), ожерелье из раковин земляной улитки, вождь садится в центре у костра. – Кто ты и зачем приехал сюда? – спрашивает Раони, набивает табаком трубку и закуривает. – Меня зовут Миро (индейцу это выговорить проще, чем «Владимир»), и я вам писал о цели своего визита. Меня интересуют ваши мифы, ваши традиции, культура и быт. И особенно легенда о Беп Коророти. – Собравшиеся индейцы начинают переглядываться и что-то бурно обсуждать. Интересно, что их так взволновало. Миф о культурном герое каяпо довольно неплохо изучен и опубликован на разных языках, в том числе и на русском. Некоторые исследователи считают Беп Коророти пришельцем из космоса. Я надеюсь услышать от Раони что-то новое. – Откуда ты знаешь о Беп Коророти? – Я читал в книгах, но не уверен, что там написана правда. – На сколько ты приехал? – Дорога оказалась трудна и заняла у меня на 5 дней больше, чем я планировал. Поэтому я хотел бы остаться у вас на трое суток. – За три дня не расскажешь всех легенд и не передашь даже малую часть нашего опыта. Признавайся, зачем ты приехал на самом деле? – Уважаемый Раони, я понимаю, что три дня – мало. Но, если вы мне окажете такую честь, три дня – это достаточно для того, чтобы научиться хоть чуть-чуть лучше вас понимать. Тут по лицу вождя пробежала одобрительная улыбка. В первую очередь, я попросил Раони рассказать легенду о Беп Коророти – герое, которого некоторые исследователи считают инопланетянином. И вот что я услышал. Тогда еще индейцы были разрозненны. Земля, где родился Беп Коророти, называлась Пукато-ти, и «не было там дождей, зверей и ночей». И вот однажды он взял людей каяпо и отправился искать новое место. И пришли они к реке Шингу. И так повелось, что стал он у убитых на охоте тапиров забирать себе только желудок и больше ничего, а до него внутренности забирали себе старики. И вот кто-то из племени возмутился, почему только Беп Коророти забирает себе желудок, на что тот рассердился и сказал, что пойдет наверх, чтобы выпасть в виде дождя. Обиженный, он забрался на холм и начал метать в собравшихся людей из своей «грозовой палки» бордуны гром и молнии. Как только все были убиты, он начал подниматься в небо, а когда поднялся, начался дождь. После этого дождя стали умирать люди – с каждым днем все больше (неужели дождь был радиоактивным? – подумалось мне). Перед тем как подняться в небо, Беп Коророти смастерил себе особый костюм. В память о тех событиях каяпо ежегодно в августе-сентябре проводят праздник в честь Беп Коророти, и неизменным атрибутом этого праздника является костюм, называемый Бо, сплетенный из сухих листьев пальмы бурити. Костюм этот воспроизводит одеяние Беп Коророти, напоминая при этом скафандр. – Раони, а могу я увидеть этот костюм? Храните ли вы его, или каждый раз плетете заново? – Сейчас в деревне нет Бо, и уже почти никто не умеет его плести. Но если ты пообещаешь вернуться к сентябрю или через год, я сплету его для тебя. И ты услышишь наши песни, и я расскажу, что они значат. – Раони закрыл глаза и стал напевать. «Яяяли, яяяли-моо, яяяли, яяяли-моо…» – хриплым голосом старик выводил песню, которую пели еще его прадеды и которую молодые индейцы слушали как завороженные. Сколько легенд и знаний хранит Раони и сколько будет потеряно с его уходом – даже сложно представить. Позже я разговаривал с воином по имени Кокумарити, и тот признался, что не знает полностью историю про Беп Коророти – лишь слышал что-то урывками. Вождь относится еще к тому поколению индейцев, которые жили обособленно в лесу, до прихода белых людей, и даже ничего не знали о «большом мире». Он помнит и знает все традиции, мифы, песни и предания, помнит, как жили каяпо еще до первого контакта. Те, кто моложе, родились и выросли по соседству с городами белых. Образ жизни, быт, традиции современных индейцев трансформируются на глазах. И неизвестно, что произойдет с ними еще при жизни этого поколения. Пока два переводчика выполняли свою работу, Раони не спеша, прищурив один глаз, приводил в порядок стрелы. На одних поправлял обмотку из тонкой коры вокруг наконечника, другие шлифовал, а третьи немного нагревал над огнем и выравнивал. Разные стрелы предназначены для охоты на разную дичь. С наконечниками из заостренного бамбука – на тапиров; из хвоста ската, в зависимости от размера, – на обезьян и других, более мелких, животных. Индейцы уже почти не пользуются луками. И сейчас среди каяпо в этой деревне только Раони владеет древним ремеслом изготовления стрел. ...Тем временем Раони продолжил рассказ. Беп Коророти научил каяпо выращивать маниок, плести гамаки и строить Дом Воинов, но вот всему остальному их научила Звезда. Легенду об этом я слышал впервые – она не слишком известна, но не менее поразительна – и в ней тоже можно услышать инопланетные мотивы. Очень давно жили два индейца каяпо, и вот как-то раз, после охоты, они легли в траву у реки и стали говорить о жизни. Один из них посмотрел на небо и увидел красивую звезду, а на звезде сидела женщина. Они начали с ней разговаривать и пригласили в гости на Землю вместе поохотиться и порыбачить. А когда охотники уснули, женщина спустилась к ним и легла рядом. Тут один из индейцев проснулся и спросил ее: – Кто ты такая, что легла с нами рядом? – Я та женщина со звезды, которую вы приглашали охотиться и рыбачить. Тогда легли они спать вместе и рассказывали друг другу разные истории четыре дня и четыре ночи. У этой девушки возникла любовь с одним из этих охотников, и стали они вместе подолгу разговаривать и вместе ходить за ягодами и на охоту. Но охотник прятал свою возлюбленную от своей матери в хижине в яме, накрытой крышкой. И вот однажды мать с одной девушкой из их деревни нашли Звезду. – Почему ты здесь? – спросили они ее? – Я спустилась со звезды, чтобы выйти замуж за вашего сына, я его люблю! – отвечала Звезда. И стали они вместе ждать молодого человека, а когда тот вернулся, то увидел, что крышка открыта. Он очень этому удивился и обеспокоился, но не нашел лучшего выхода, чем немедленно уйти в лес. И тут пришел его друг и начал объяснять матери и деревенской девушке, что Звезда – очень хорошая женщина, и хорошая жена, что она собирает ягоды и кормит его друга, заботится о нем. Тогда мать послала друга в лес найти своего сына, и когда они вернулись, мать попросила сына встать в центр хижины и признаться, что он любит Звезду, и что хочет на ней жениться. И так зародилась новая семья, и появилось у них четыре ребенка. И вот в один прекрасный день, они собирали фрукты и заметили зрелые плоды на высоком дереве. Девушка попросила мужа поднять ее на большой палке вверх, чтобы она сорвала еду, а тот испугался, что поднимет ее ввысь и она снова улетит на звезду, с которой сошла. И он отказался это делать. На что та ответила: «Как ты можешь так думать, ведь у нас четверо детей, как я могу вас бросить и улететь? Подними меня, и я скоро вернусь! Только ты обязательно меня дождись!» Мужчина ждал возлюбленную несколько долгих дней, и вот она появилась с обильным урожаем – различные фрукты, ягоды, бананы, бататы, кукуруза, папайя и маниока, всего было вдоволь, чему обрадовалась вся родня. Звезда еще несколько раз поднималась на небо, чтобы взять там еще плодов. И когда они собрали целую гору еды и принесли все это в деревню, девушка стала готовить и испекла на углях тыкву. Но никто в деревне не знал, как это есть, и сосед старик спросил: «Что это такое, и как это есть?» И она ему ответила: «Это еда, которой мы питаемся там наверху, а теперь и вы должны привыкнуть к ней и научиться питаться как мы». Звезда научила каяпо высаживать семена всех этих растений, выращивать их и потом готовить вкусную и разнообразную пищу. Индейцы из соседних деревень тоже оценили по достоинству новые плоды, и Звезда научила сажать и дала семена и им. Так все каяпо стали сажать бананы, бататы, тыкву, папайю, кукурузу и другие культуры.