Журнал №193, октябрь 2019
Жизнь планеты

Пятнистые лошади древности

27 ноября 2011
/upload/iblock/674/674f63a7096c1eaa8468fa80cfb96464.jpg
Фреска из Пеш-Мерль, на которой изображены пятнистые лошади.
/upload/iblock/203/2035a6d0726178fc9b60d862f2aaa974.jpg
Чубарая лошадь.
Сегодня лошади с пятнистым окрасом (чубарой масти) не редкость. Считалось, что в природе они появились благодаря людям, которые вывели их, однако новые исследования археологов позволяют думать иначе.
Стены более 100 европейских пещер покрыты доисторическими изображениями разнообразных животных. Около трети этих рисунков изображают лошадей (большинство из них окрашены черным и коричневым цветами, что соответствует гнедой и вороной масти). Однако в некоторых пещерах (например, в одной из знаменитых французских пещер - Пеш-Мерль) можно найти изображения лошадей белого окраса с черными пятнами. Для археологов было загадкой - действительно ли, существовали такие лошади в древности или же они были лишь порождением фантазии людей того времени? Некоторые ученые считали достоверной вторую гипотезу. Тем не менее, недавно исследователи из берлинского Института зоопарков и живой природы им. Лейбница и Йоркского университета в Великобритании доказали, что пятнистые лошади вовсе не были вымыслом. В результате анализа ДНК, выделенных из костей 31 доисторической лошади из Сибири, Восточной и Западной Европы, 18 особей оказались гнедыми, семь – вороной масти, а шесть имели генетический вариант LP, который отвечает за наличие пятнистой окраски у лошадей. Кроме того, из 10 западноевропейских лошадей, живших приблизительно 14 тысяч лет назад, у четырех был найден этот ген, поэтому нельзя сказать, что чубарые лошади были редкостью в то время. Правда, позже такая масть все же стала редкой. Некоторые породы современных лошадей с двумя копиями генетического варианта LP страдают куриной слепотой. По словам ученых, их доисторические предки могли иметь такую же болезнь, что делало их легкой добычей для хищников. Так или иначе, сегодня эта масть вновь популярна благодаря современным заводчикам.