National Geographic №195, декабрь 2019
Жизнь планеты

Ракета NASA взорвалась на старте

29 октября 2014
/upload/iblock/149/1498bd06cb6684b1e66a94af492de09b.jpg
Ракета-носитель Antares на космодроме Уоллопс, штат Виргиния. Утро 26 октября. Фото: NASA/Joel Kowsky.
Направлявшаяся на МКС ракета-носитель Antares взорвалась во время запуска с американского космодрома Уоллопс. Жертв нет, но объектам космодрома нанесен серьезный ущерб.
Космический грузовой корабль Cygnus должен был доставить на Международную космическую станцию около 2,3 тонны груза, в том числе продовольствие, оборудование и материалы для научных экспериментов. Катастрофа произошла 28 октября 2014 года в 18:22 по местному времени (01:22 мск). Пуск транслировался в прямом эфире на сайте NASA. Взрыв произошел на 10-й секунде после старта; ракета лишь немного оторвалась от земли. И корабль, и ракета-носитель Antares созданы частной американской компанией Orbital Sciences. В прошлом году она успешно осуществила первый пробный полет Cygnus к МКС, после чего NASA подписало с компанией контракт на $1,9 млрд на восемь запусков космического грузовика в течение трех лет. Вчерашняя миссия – четвертая в рамках данного сотрудничества. Antares работает на двигателях AJ26 – модернизированных российских двигателях НК-33. Они были разработаны еще в 1960-х годах для «лунной» программы СССР, впоследствии свернутой. Для расследования причин катастрофы будет создана специальная комиссия; в нее войдут представители NASA, Orbital Sciences и другие эксперты. В краткосрочной перспективе инцидент не окажет негативного влияния на экипаж Международной космической станции, но в целом научная деятельность будет затруднена. С одной стороны, у экипажа есть все необходимое на долгие месяцы вперед; кроме того, сегодня утром с космодрома Байконур был успешно запущен корабль «Прогресс» с тремя тоннами груза. Однако на борту Cygnus, в числе прочего, было около 720 килограммов оборудования и материалов для научных экспериментов - например, для проведения химического анализа веществ, образующихся при сгорании метеоритов в атмосфере. Также Cygnus должен был привезти на орбитальный комплекс новейший спутник американской компании Redmond.