Жизнь планеты

Раскрыта тайна "ведьминых кругов"

16 марта 2016
Фото: Feenkreise/Wikipedia
/upload/iblock/8ab/8ab2b7d9493ba06620f64d331de25396.jpg
Австралия
Фото: Stephan Getzin/Helmholtz Centre for Environmental Research
Растения в засушливых регионах обладают способностью к самоорганизации: сделав подобное открытие, ученые, одновременно, раскрыли загадку так называемых «ведьминых кругов».
«Ведьмиными» называют пустые круглые участки земли, окруженные со всех сторон травой. Чаще всего они встречаются в Намибии, и до сих пор однозначного ответа на вопрос, почему эти круги не покрываются растительностью, не существовало. Местные жители объясняют это дыханием спящего под землей дракона, следами богов, местью духов и другими мифологическими причинами. Наука связывала появление пустых участков земли либо с деятельностью термитов, либо с направлением движения воды, но ни одна из теорий доказана не была. Только недавно ученые смогли точно установить, почему возникает подобный природный феномен. Немецкие биологи из Центра по исследованию окружающей среды имени имени Гельмгольца обнаружили в Западной Австралии множество «ведьминых кругов» разного размера, но с общими параметрами. Во-первых, «круг» является не совсем верным термином: с высоты заметно, что фигура ближе к шестиугольной форме. Помимо того, все шестиугольники имеют диаметр до 4 метров и равномерно распределены на расстоянии около 10 метров друг от друга. Объединив все научные инструменты – от дистанционных снимков до компьютерного моделирования – ученые нашли связь между ростом растений и осадками. Таким образом была подтверждена гипотеза «водного происхождения» кругов. Эта модель характерна для многих засушливых экосистем. В борьбе за влагу побеждают более сильные растения: они не только сами активно растут ввысь, но одновременно заполняют корнями окружающие участки земли, не позволяя появиться «конкурентам». Важнейшим механизмом при этом является «самоорганизация» растений – победители выстраиваются точно по линиям стекания дождевой воды с учетом рельефа почвы. А вот ее состав, оказывается, не важен: если в Африке почва песчаная, то в Западной Австралии преобладает суглинок. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Узнайте о таинственных кругах под водой.
Глаз

Идем на свет: как работают контактные линзы с фотохромным элементом?

Пауки Амазонии возводят «башенки» и строят «заборы»