Журнал №193, октябрь 2019

Наталия Забоева
26 января 2015
/upload/iblock/aa3/aa3789d7dce01f4651a482561f19c2b8.jpg
Автор фото: Tatyana A.
Ученые выяснили, что после распада СССР численность многих диких животных снизилась в большинстве регионов России.
Исследование, опубликованное в журнале Conservation Biology, указывает, что сразу после распада Советского Союза в России было отмечено одновременное снижение численности кабанов, бурых медведей и лосей в большинстве регионов России. Эти три вида различаются по биотопическим требованиям, что означает, что сокращение популяций не было результатом разрушения одной конкретной среды обитания. К примеру, лось предпочитает лес с густым подлеском, где он может кормиться молодыми деревьями. Кабаны, в свою очередь, любят сельскохозяйственные культуры, которые в советское время высаживались специально для этих животных. Команда ученых, наблюдавших за популяциями восьми крупных млекопитающих на территории России с 1981 по 2000 годы, выделила одно исключение из общей тенденции – волка. Число особей этого вида, в отличие от остальных, увеличилось. В Советском Союзе популяции волков контролировались. Охотники отстреливали их в периоды подъема численности и возрастания потерь от них в животноводстве. Однако в суматохе крушения старой государственной системы у людей появились более важные заботы. Исследователи полагают, что значительный рост популяции волка, увеличившейся на 150% в течение десятилетия после распада СССР, вероятно, напрямую повлиял на сокращение численности лосей. Однако главными причинами этого спада ученые называют браконьерский произвол и отсутствие эффективных действий по защите дикой природы. С другой стороны, численность определенных животных (к примеру, евразийской рыси) по-прежнему находится в фазе спада. Однако команда делает оговорку, что в данном случае тенденция к снижению наметилась очень давно и не может быть связана с экономическими и социальными последствиями событий, происходивших в стране в 1990-х годах. Соавтор исследования Евгения Брагина, сотрудник Висконсинского университета в Мэдисоне (США), говорит, что выявленные результаты показывают, что неожиданная ломка социальной и экономической инфраструктур с большой вероятностью способна оказать влияние на фауну страны. Когда такое случается, необходимо более внимательно следить за происходящим в живой природе.