Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Жизнь планеты

Россия стала самым популярным направлением поездок собственных граждан

Анастасия Баринова
14 января 2015
/upload/iblock/a6c/a6c88e305a2855d9fe00d9feda56359d.jpeg
«Роза Хутор» — горнолыжный курорт в Красной Поляне - стал один из самых популярных мест отдыха россиян. Спрос этой зимой оказался настолько высок, что забронированы были практически все отели не только самого курорта, но и по всей округе.
Все меньшее число россиян отправляется на отдых за рубеж. Крайне показательными стали новогодние каникулы: одинаково рекордным оказалось как падение выездного турпотока, так и увеличение числа поездок внутри России.
Причин стремительного взлета внутреннего туризма сразу несколько. Это введенные ранее ограничения на выезд для ряда категорий туристов, ослабление рубля, а также общая экономическая ситуация в стране в сочетании с политической ситуацией в мире. И поскольку далеко не все путешественники решили полностью забыть о поездках – выбирать им пришлось из внутрироссийских направлений. Как пояснила исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе, от заранее купленных туров люди не отказывались — на новогодние каникулы штрафы за аннулирование достигали 100%. Однако чем заметнее колебался валютный рынок – тем меньше покупалось новых туров. Между тем, не так много российских туристов бронируют свои путешествия заранее; большинство из них определяются с поездкой лишь в последний момент. И тенденцией конца 2014 года стало предпочтение отечественных направлений отдыха. Точную статистику уменьшения числа выездов за рубеж привести не сможет никто: бесспорной методики подсчета просто не существует. Если принимать во внимание данные пограничников (количество выездов россиян за рубеж), то из этого числа следует отнять многочисленные случаи, с туризмом не связанные (например, посещение родины соотечественниками, проживающими за границей). Не дает полную картину и статистика туроператоров, поскольку немало туристов ездят самостоятельно. Наиболее близки к реальности цифры из зарубежных отелей: здесь придется сделать скидку лишь на тех путешественников, которые останавливаются у знакомых или арендуют частное жилье, но их число значительно меньше, чем число туристов-постояльцев гостиниц. Комментируя уменьшение турпотоков, каждый эксперт ссылается на свои источники. Так, говоря о Финляндии (эта страна всегда была в лидерах по приему россиян), финский центр развития туризма оценил спад новогоднего турпотока в 20-30%, основываясь на данных бронирования отелей. К этому можно добавить другие интересные цифры: показатели безналоговой торговли tax free в Финляндии сократились более чем на 60%. Если учесть, что множество россиян – особенно из северо-западного региона – приезжает в соседнюю страну вообще без ночевок, только ради шопинга и «отдыха выходного дня» – средний показатель спада турпотока окажется между 20% и 60%. Говоря о росте внутреннего туризма - по данным портала о путешествиях Travel.ru, число поездок по России на Новый год увеличилось в 2,5 раза по сравнению с прошлым годом. Лидерами стали Москва, Петербург и Сочи. Эти выводы также сделаны на основе бронирования отелей. Успели подвести итоги и некоторые регионы: так, по данным местной администрации, Казань в зимние каникулы посетило примерно 70 000 человек, отели города были заполнены на 90%. Горнолыжный курорт Шерегеш в Кемеровской области только за первые шесть праздничных дней принял более 80 000 гостей. Новогодний отдых в Сочи выбрало около 160 000 туристов, заполняемость отелей держалась на уровне 100%. Однако зарабатывать на возросшем интересе к внутреннему туризму сограждан туроператоры еще не научились: более 90% новогодних поездок туристы совершили самостоятельно, отмечают «Ведомости». Туроператоры постарались подготовить пакетные предложения на остатках незабронированного номерного фонда, и они пользовались популярностью - особенно у тех, кто как раз переориентируется с заграничных поездок на российские. Не готовыми к всплеску популярности оказались и сами места отдыха. Так, традиционно востребованное в зимние каникулы направление - вотчину Деда Мороза в Великом Устюге - посетило более 30 000 человек, и этот показатель год от года не меняется. Дело в том, что в городе на большее число туристов просто нет гостиниц; кроме того, сама резиденция сказочного волшебника работает на пределе, и в пиковый период туристам приходится проводить больше времени в очередях, чем в праздничных программах и развлечениях. Аналогичная ситуация сложилась и на горнолыжном курорте «Роза Хутор» (Красная Поляна, Краснодарский край). Прошедшая Олимпиада не только сослужила ему хорошую рекламную службу, но и позволила модернизировать инфраструктуру, доведя ее до уровня лучших зарубежных центров отдыха. Спрос этой зимой оказался настолько высок, что забронированы были абсолютно все отели не только самого курорта, но и по всей округе. Подсчитав возможное число гостей, администрация пришла в ужас: пропускная способность подъемников ограничена, и зимние каникулы превратились бы для лыжников в многочасовое стояние в очередях. Накануне начала горнолыжного сезона «Розе Хутор» пришлось пойти на непопулярные меры (ограничение продаж ски-пассов, повышение цен и так далее) – только для того, чтобы уменьшить число отдыхающих. Эксперты полагают, что в 2015 году тенденция роста популярности отдыха в России продолжится. Этому способствует не только текущий невыгодный для поездки за рубеж курс валют, но также серьезные качественные изменения в гостиничной индустрии в России. Кроме того, в нашей стране существуют по-настоящему богатые и разнообразные возможности для путешествий, которые создают предложение практически на любой вкус: познавательный туризм в городах с богатой историей, активный отдых в горах, рекреационных в медицинских комплексах, паломнический, экологический и так далее. Как полагают эксперты, в этом году туроператоры, которые теряют клиентов на зарубежных направлениях, будут более тщательно формировать пакетные предложения по России.