Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Жизнь планеты

Сам себе стрелочник: как дети работают на железной дороге в Венгрии

Анастасия Баринова
19 ноября 2015
/upload/iblock/bfc/bfcd62dac262fc24e706a872dc4354b8.jpg
Фото: Gyermekvasut, Budapest/Facebook
/upload/iblock/eef/eefcfecf67e1064f1f6846de7704ee8c.jpg
Фото: Szilveszter Farkas/Flickr.com
/upload/iblock/39b/39be5c199a33c5d94329c1995134e9fd.jpg
Фото: Szilveszter Farkas/Flickr.com
/upload/iblock/e5c/e5c4f9f408061dfd1bd4f7f2fa26d85f.jpg
Фото: Szilveszter Farkas/Flickr.com
/upload/iblock/05c/05c29e84d3920c566f1dd76dbb6622ea.jpg
Фото: Gyermekvasut, Budapest/Facebook
С середины XX века в Венгрии работает узкоколейная железная дорога, знакомящая детей с железнодорожными специальностями. К настоящему времени она является крупнейшей в мире.
Первая в мире детская железная дорога (ДЖД) была создана в Советском Союзе: она работала в московском парке Горького с 1932 по 1939 годы. Историю появления ДЖД можно отнести и на более раннее время, но речь все равно будет идти о России: в середине 1890-х гг. в дворцовом парке Гатчины существовал частный аттракцион для детей Александра III. Он состоял из парового локомотива и нескольких пассажирских вагонеток. Состав курсировал по рельсам, проложенным между деревьями парка; управлял им царственный подросток – великий князь Михаил. Детская железная дорога, работающая в Будапеште (Gyermekvasút), несовершеннолетних к управлению поездами не допускает. Зато все остальные специальности, связанные с железнодорожным транспортом, могут осваивать дети в возрасте 10-14 лет. Они не только продают и проверяют билеты, но и переводят стрелки, и дежурят на платформе. Под это выделяется два дня в месяц; во время «работы» юные сотрудники носят униформу. ДЖД в Будапеште строилась венгерской молодежью в 1948-1950 годах; открытие первого участка состоялось 31 июля 1948 года. Дорога постоянно модифицировалась и продлевалась; обновлялся и ее подвижной состав. В настоящее время, протянувшись почти на 12 километров, она является самой длинной в мире среди аналогичных. Всего на дороге 9 станций; к одной из конечных подходит трамвай маршрута 61, к одной из промежуточных — канатная дорога. На главной станции Hűvösvölgy находится музей венгерской ДЖД, рассказывающий о ее истории. Несмотря на увлекательный и познавательный процесс погружения в профессию железнодорожника, дети в дальнейшем не имеют никаких преимуществ. Их заявки на курсы, по окончании которых можно претендовать на соответствующую вакансию, рассматриваются наравне с документами остальными соискателей. Эта специальность считается в Венгрии достаточно престижной; чтобы работать в данной сфере, необходимо закончить школу с хорошими отметками. Посмотрите на самые красивые вокзалы мира; узнайте секреты путешествий на поездах за границей.