Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
National Geographic №194, ноябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Жизнь планеты

Съемка из зазеркалья

05 марта 2013
/upload/iblock/dcf/dcf511f4b26328fdbff695e737037cb5.jpg
Колонка главного редактора российского National Geographic Александра Грека.
Фотографы-натуралисты в последнее время столкнулись с неожиданным этическим вопросом: что есть настоящая фотография дикой природы? Раньше все было понятно – это снимок любого дикого животного или растения. Потом стали накладываться ограничения, например, фотографиями дикой природы считались лишь те, что сняты на воле. Подавляющее большинство крупных «портретных» кадров редких животных, таких как панды или тигры, сделаны в зоопарках. Но даже просто прогуляться или посидеть в лесу в шалаше с телеобъективом для профессионала не выход – сделанные таким способом кадры были уместны полвека назад. Каждый год планка для натуралистов поднимается все выше и выше, и сегодня, чтобы победить на выставке или попасть в престижные журналы, фотографы должны постоянно выдумывать новые фокусы. Например, опасных хищников принято теперь снимать широкоугольными объективами, причем с нижних точек. А все, что находится ниже их самих, хищники автоматически рассматривают как добычу. И ведь все равно снимают. Подойти на расстояние вытянутой руки и даже ближе (меня в свое время поразила фраза нашего фотографа Сергея Горшкова: «Как же у медведя воняет из пасти!») к хищнику можно только при условии, что он наелся до отрыжки. Выходов тут два. Либо снимать зверей рядом с естественными огромными запасами еды (белых медведей рядом с тушей кита или гризли на нересте лосося), либо самому перед съемкой скормить приваду в виде туши лося. Второе вот-вот объявят «неспортивным».
Базовый принцип National Geographic: «При съемке ни одно животное не должно пострадать».
Герой нашего материала, венгерский фотограф Бенсе Мате, в 2009 году при съемке птицы бросил ей мышку – и был мгновенно исключен из рядов фотографов-натуралистов. Возвращение в их ряды было не проще, чем у Льва Толстого в лоно церкви. Да и сейчас не стихают споры: а достаточно ли «натуральны» кадры, сделанные из-за зеркального стекла? Мне кажется, чистая, «незамутненная» фотография осталась в прошлом веке – вместе с теми местами, куда не ступала нога человека. Мы и звери, хотим мы этого или нет, живем в другом мире. Хотя базовый принцип National Geographic «при съемке ни одно животное не должно пострадать» остается неизменным. Того же хотелось бы пожелать и фотографам. Особенно тем, которые не понаслышке знают, как пахнет из пасти хищника.