Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Жизнь планеты

Шесть других творений Гюстава Эйфеля

Наталия Майборода
15 декабря 2013
/upload/iblock/b31/b31813bff7feedd3d4fe719153ec3742.jpg
Фото: Дарья Иунихина
28 октября 1886 года состоялось официальное открытие Статуи Свободы, над которой работал создатель Эйфелевой башни – Александр Гюстав Эйфель. Предлагаем вам узнать о других, менее известных работах французского инженера.
Статуя Свободы, США Самый известный монумент США был подарен стране Францией в честь 100-летия независимости. Символ демократии и свободы, который торжественно встречает прибывающих в Нью-Йорк морским путем, изначально носил имя «Свобода, освещающая Мир». Идея поздравить Америку монументальным подарком принадлежит французскому юристу Эдуарду Рене Лефебру де Лебейлу. Высказанная на одном из званых вечером, она нашла поддержку у французского скульптора Фредерика Огюста Бартольди. Именно он стал автором легендарной женщины, держащей в руках факел. Однако без опытного инженера нельзя было создать столь колоссальный по своим размерам объект. Так был приглашен прославленный Гюстав Эйфель. Он разработал прочные поддерживающие конструкции, которым под силу выдержать тяжелую «даму» и сильный порывистый ветер. К слову, над статуей работали десятки человек по 10 часов без выходных, однако это не помогло закончить проект вовремя. Первая часть скульптуры — рука с факелом — была доставлена в США в 1876 году. Лишь спустя 10 лет Статуя Свободы была торжественно открыта президентом Гровером Кливлендом. Ньюгати, Будапешт За 91 год своей жизни Гюстав Эйфель спроектировал более 200 различных объектов. Среди них были и башни, и мосты, и школы, и даже церкви. Но особенно хорошо талантливому инженеру удавались железнодорожные вокзалы. Самым известным из них считается Ньюгати (Budapest-Nyugati pályaudvar – дословно «Западный вокзал») в Будапеште.
/upload/iblock/b5f/b5fe0ea31192144517f1601c77603cbe.jpg
Автор фото: Herbert Ortner. Построенный в 1874-1877 годах, он находится недалеко от Парламента. Первый большой железнодорожный вокзал одного из важнейших городов Австро-Венгрии доверили построить малоизвестной тогда студии Эйфеля, в портфолио которой имелись всего пара небольших вокзалов во Франции, несколько церквей и заводов. Сорокалетний инженер справился с возлагаемой на него ответственностью и создал роскошное здание, куда приезжал поезд императорской четы – Франца Иосифа и Сисси. Базилика Сан-Себастьян, Филиппины Церковь в неоготическом стиле была построена в столице Филиппин в 1891 году. Еще в 1621 году землю под нее подарил дон Бернардино Кастилло – приверженец христианского великомученика Святого Себастьяна, именем которого она была названа.
/upload/iblock/13a/13adb4d163862d250ef72756e395deef.jpg
В 1651 году на этом месте появилась первая церковь, выстроенная из дерева. Но она в скором времени сгорела. Последующие три строения были разрушены землетрясениями и огнем. Было решено строить следующий храм из металла, чтобы он выдержал и пожары, и природные катаклизмы. Гюстав Эйфель разработал металлические крепления и структуру сооружения, а испанский архитектор Дженаро Паласиос взялся за реализацию этого масштабного проекта. Однако причастность именитого французского инженера долгое время ставилась под сомнения. Ее подтвердил филиппинский историк Амбет Окампо. Для строительства церкви, которое длилось три года, из Бельгии было привезено 52 тонны стальных материалов, а из Германии – окна с витражами. После завершения всех работ она стала первой и единственной на сегодняшний день металлической базиликой в Азии. К слову, в церкви находится национальная святыня – статуя Девы Марии с горы Кармель, подаренная церкви сестрами-кармелитками из Мексики в 1617 году. Примечательным является тот факт, что она осталась целой после всех пожаров и землетрясений. Мост Марии Пии, Португалия Самый старый мост в португальском городе Порто, мост Марии Пии (Ponte Maria Pia), тоже обязан великому инженеру своим появлением. Проект Эйфеля обошел 7 других конкурентов в 1875 году, победив в конкурсе на лучший мост.
/upload/iblock/e8d/e8d53265eb4eddd525a0b21cace88cd1.jpg
Эйфель предложил самый дешевый вариант – возведение решетчатых конструкций, которые он считал более прочными и экономичными, чем сплошные. Перед ним стояла действительно сложная задача – построить прочную переправу через реку Дору, где мягкий грунт не позволял вбить сваи в дно. Эйфель решил проблему, создав единственный пролет длиной 160 метров, который держался на высоких пилонах, установленных по оба берега. Этот железнодорожный мост, названный в честь Марии Пиа Савойской, жены короля Португалии Луиша I, был построен в 1877 году. С тех пор на протяжении семи лет он держал мировое первенство по длине пролёта. Кроме того он послужил примером для еще одной известной переправы Порто – Понте-де-Дон-Луиш, построенной через 9 лет. Между прочим, ее спроектировал ученик и ассистент Эйфеля Теофил Сейрига.
/upload/iblock/e92/e9229c2305f5fa7d9dc1c561aff1ce18.jpg
Автор фото: Antonio Amen. Обсерватория Ниццы, Франция Интересно, что Гюстав Эйфель провалил вступительный экзамен в Политехническую школу в Париже в 1852 году. Но он не отчаялся, а поступил в Парижскую школу искусств и ремесел, которая, по мнению самого Гюстава, сделала из него настоящего творца, а не скучного инженера. Не удивительно, что его работы известны на весь мир, ведь они отличаются не только совершенными инженерными расчетами, но и утонченностью и ажурностью. Одной из таких утонченных сооружений стала астрономическая обсерватория, построенная на вершине холма Мон Гро (Mont Gros) на высоте 350 метров над уровнем моря в живописном парке в Ницце.
/upload/iblock/dab/dab01a51a34fec87f5427bdec9f822d9.jpg
Автор фото: Ericd. Строительство обсерватории было начато меценатом Рафаэлем Бишофшаймом, который пригласил Шарля Гарнье спроектировать само здание, а Гюстава Эйфеля – купол. Благодаря французскому инженеру массивная «шапка» здания получилась воздушной и невесомой, несмотря на свой вес – вращающийся купол весит 100 000 кг. К слову, в 1888 году внутри обсерватории был установлен 76-сантиметровый телескоп-рефрактор, который в то время был самым большим в мире. Железный дом, Перу После многолетней работы Гюстав Эйфель решает отправиться путешествовать по всему миру в 1870 году. На протяжении нескольких лет он посещает такие страны, как Египет, Чили, Венгрия, Португалия. Во всех местах инженер оставляет памятники своему таланту. Эйфель не оставил без внимания и Перу. Одна из его самых неоднозначных работ была построена в 1887 году в городе Икитос. Двухэтажный особняк La Casa de Fierro был изготовлен из материала, к которому Эйфель питал особую страсть, – из стали.
/upload/iblock/b30/b30f697187dcc20ccb483d334cf81de9.jpg
Автор фото: Percy Meza. Смелое для преимущественно «деревянного» города сооружение пришлось по душе местному миллионеру Ансельмо де Агила. Конструкция была отлита в бельгийских цехах, после чего была переправлена пароходом через Атлантический океан. Железный дом считался верхом роскоши даже для разбогатевших перуанских плантаторов. Еще бы! Ведь металл требовал особого ухода из-за частых дождей. Кроме того, жить в таком доме было невозможно из-за палящего солнца, которое накаляло стальные стены. Между прочим, это был не единственный «железный дом», построенный Эйфелем. Еще два металлических творения находятся совсем в нетипичном месте для подобных жилищ: в столице Мозамбика, Мапуту, а также в столице Анголы, Луанде.