Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Жизнь планеты

Шум города меняет соловьиные песни

30 января 2015
/upload/iblock/514/514332b1ae6e61e1c90eb93f76f92001.jpg
Автор фото: Sergey Yeliseev.
Из-за шума мегаполисов птицам приходится менять частотные характеристики своих песен. Зарубежные ученые нашли изменения в пении овсянок и синиц, а московские орнитологи отметили, как приспосабливаются к новым условиям соловьи.
В Москве обитает соловей обыкновенный (Luscinia luscinia) – птица с буровато-рыжим оперением, большими темными глазами и длиной тела до 17 см. Соловьи известны не только красотой своего пения, но и дальностью его распространения. Так, если у других небольших птиц (например, зарянок) трели разносятся не более чем на 120 метров, то услышать соловья можно и с расстояния в несколько сотен метров. Причиной такого мощного звучания является то, что соловьи поют низко, нередко на частоте менее 2.0–2.5 кГц. Однако городской шум заглушает именно низкие звуки. Специалисты Биологического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова установили, что живущие в столице соловьи сумели приспособиться к условиям шумного мегаполиса, изменив частотные характеристики своего пения. В рамках исследования были записаны трели в разных парках города и области: от Воробьевых гор до Сергиева Посада. Записанные соловьиные песни были сгруппированы по четырем типам основных мелодий, что облегчило сравнение параметров. Как оказалось, частота низких звуков у «москвичей» примерно на 260 герц увеличена по сравнению с соловьями из отдаленных и тихих районов Московской области. Программа по изучению московских и подмосковных соловьев начата орнитологами МГУ в 2009 году; работа ведется при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. К настоящему времени лишь зафиксированы изменения в частотных характеристиках пения, но не ясным остается вопрос: закрепились ли новые параметры в нескольких поколениях, или это – поведенческая реакция, являющаяся ответом на текущие условия обитания птиц. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимы многолетние наблюдения, поэтому исследования будут продолжены.