Журнал №192, сентябрь 2019

19 декабря 2016
/upload/iblock/3b7/3b7407e5b99bf7273056c636a4f495d6.jpg
Фото: Pierre L. Ibisch et al. / Science
/upload/iblock/87d/87dd3938297485316cb73a0074ae1a07.jpg
«Мост в небеса» протяженностью 260 метров — самый длинный на всей Атлантической дороге.
Фото: AWL Images / Fotodom
/upload/iblock/abb/abb192f67cdd7cb8e748b104e221677f.jpg
North Yungas Road — это 40-километровый горный участок дороги, идущей от крупнейшего боливийского города Ла-Пас, также известный как «Дорога смерти».
Фото: Matthew Straubmuller/Flickr.com
Строительство дорог разделило сушу на 600 000 кусков, большая часть которых имеет слишком маленькую площадь для нормального функционирования экосистем. Работу об этом опубликовала в журнале Science международная группа исследователей.
Площадь мест, не пересеченных ни одной дорогой, стремительно сокращается. Самые большие оазисы бездорожья сохранились в лесах Амазонии, сибирской тайге и тундре. Дороги разрушают экосистемы не только в процессе строительства. Они служат искусственными границами для миграции многих видов. Кроме того, они не строятся просто так: вдоль дорог осваиваются целинные земли, строятся промышленные объекты и жилье. Транспорт убивает животных и загрязняет атмосферу; ученые определили, что на протяжении километра по обе стороны дороги экосистема меняется, приспосабливаясь к последствиям строительства и дальнейшей эксплуатации. Исследователи проанализировали карты, общая протяженность дорог на которых составляет 36 миллионов километров, и подсчитали, что на Земле существует 600 000 неосвоенных участков, со всех сторон ограниченных дорогами. Площадь половины таких участков не превышает 1 квадратного километра, и только 7% больше 100 км2. Лишь на трети таких участков сохраняются нетронутые человеком экосистемы. К 2050 году люди увеличат общую протяженность дорог на 60%, и нетронутых участков живой природы останется совсем мало. Только 5% диких территорий защищены законодательством. «Сейчас нам нужна глобальная стратегия защиты территорий без дорог: охрана живой природы, восстановление поврежденных экосистем и постоянный мониторинг и состояния», – говорит руководитель исследования, немецкий эколог Рьер Ибих. Он призвал правительства всего мира избегать строительства новых дорог на целинных землях и в неосвоенных районах.