Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Жизнь планеты

Строительство или любовь: чем охотнее занимаются барсуки?

Патриция Эдмондс
09 марта 2016
/upload/iblock/5cd/5cd8be1c590b3d135118b6a3cf946070.jpg
Фото: МАРК ТЕЙЛОР/NATURE PICTURE LIBRARY
«Сексуальные маньяки!» – негодовал заголовок британской газеты Daily Mail: жители английского города Шеффилд возмущались аморальным поведением «беспардонных соседей», которые под покровом ночи «шумно предаются любви под боком у людей». Мало того – когда барсук строит дом, подземный лабиринт из тоннелей и камер, он не щадит газоны и подкапывает фундаменты зданий. Трудно сказать, чем эти животные занимаются охотнее – строительством или любовью.
Барсучьи кланы перекапывают тонны земли, создавая целые городища. До сих пор их благодарные потомки лазают по тоннелям, вырытым сотни лет назад. В камерах-«спальнях» барсуки сооружают брачные ложа из листьев, которые регулярно меняют. В сладостной истоме самки повизгивают, а самцы издают звуки, одновременно похожие на лошадиное ржание и кошачье урчание. Все бы ничего, но это слышит весь честной народ! В книге «Барсуки» 1996 года рассказывается, как однажды звери устроили любовное гнездышко прямо под одной из церквей графства Дербишир: «Резкие запахи и странные звуки во время вечерней службы вызвали всеобщее беспокойство». Природа преподнесла барсукам щедрый подарок. Как говорит биолог Дез Делахей, специалист по охране дикой природы из Эксетерского университета, самка может поставить биологические часы на паузу и, поддерживая эмбрионы «в состоянии анабиоза», задержать их имплантацию в матку на несколько месяцев. В результате брачный сезон барсуков длится круглый год, а детеныши все равно появляются на свет в самое благоприятное время. АРЕАЛ Леса и луга от Европы до Восточной Азии. СТАТУС Минимальный риск. ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ В Англии за убийство барсука, причинение животному вреда и разорение барсучьих нор грозит лишение свободы сроком до полугода и штраф до 6500 фунтов.