Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Жизнь планеты

Таблетки с калом побеждают инфекции

17 октября 2014
/upload/iblock/90e/90e9d453ec7a4b7417319415366bcaf8.jpg
В ходе недавних экспериментов капсулы, содержащие замороженные фекалии, проявили себя эффективным средством помощи страдающим от псевдомембранозного колита – тяжелого инфекционного заболевания прямой кишки. После ряда доработок новое средство лечения кишечных заболеваний может поступить на прилавки.
Американские ученые научились применять кал в лечении кишечных заболеваний. Работы в этом направлении велись давно, а сейчас предложен универсальный метод.
В каловых массах содержится множество микроорганизмов, необходимых для функционирования кишечника. Правильный баланс благотворных и болезнетворных бактерий обеспечивает его бесперебойную работу, тогда как доминирование вредных бактерий приводит к проблемам. Clostridium difficile, анаэробная грамположительная бактерия рода клостридий, является главным возбудителем псевдомембранозного колита – тяжелого инфекционного заболевания прямой кишки. При этом она устойчива к антибиотикам. Еще в 1958 году ученым пришло в голову бороться с «плохими» бактериями подсаживанием к ним «хороших». Этим экспериментальным способом тогда был вылечен больной с сильнейшей диареей. Однако сама терапия доставляет неудобства: фекалии с помощью трубки либо проталкиваются через нос, либо вводятся клизмой. Это не только неприятные ощущения, но и определенные риски. Кроме того, этот вид лечения не мог стать массовым. Группа американских ученых смогла создать капсулы, содержащие замороженные фекалии. Эффективность при этом не меньшая, чем при предыдущем способе, а рисков и неприятных ощущений нет. Был проведен эксперимент, по результатам которого 18 из 20 участников полностью избавились от диареи. При этом у 14 человек улучшение наступило уже после принятия 30 таблеток, а у остальных четырех – после 60-ти. Идея с таблетками рассматривалась и ранее, но до сих пор не удавалось правильно заморозить фекалии. Дело в том, что срок жизни здоровых бактерий не превышает шести часов, чего для выпуска лекарства явно не достаточно. После ряда доработок новое средство лечения кишечных заболеваний может поступить на прилавки.