Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Жизнь планеты

Талант или тренировка?

Александр Грек
12 января 2015
/upload/iblock/ad7/ad70f740399a7d667bd98e31529dca21.jpg
Колонка Александра Грека, главного редактора «National Geographic Россия».
Мало кого из родителей не волнует вопрос: «Как воспитать из ребенка гения?». Несколько лет назад я вел на радио научную передачу. И если к нам приходил специалист по деятельности головного мозга (а приходили они часто, так как тема человеческого мозга интересна многим), то обязательно от слушателей поступал вопрос типа: когда можно будет засунуть маленького ребенка в томограф или другой прибор и выяснить наверняка, к каким наукам или искусствам предрасположен новорожденный. Ответ был примерно таким, что предрасположенность если и бывает, то крайне небольшая (около 10%), и она не дает особых конкурентных преимуществ. Постойте, говорил я, а как же талантливые музыканты, ученые, журналисты, наконец? Вопросы стали потихоньку отпадать, когда начали подрастать мои дети. Многое позволили понять сравнительно недавно переведенные на русский труды легендарного скрипача и основателя Института воспитания талантов Синити Судзуки. К раскрытию секрета возникновения таланта его подтолкнуло наблюдение за японскими детьми – они все говорили на японском, одном из самых сложных языков мира. То есть они все были лингвистически талантливы. Если все маленькие японцы освоили этот сложный язык, значит, существует какой-то секрет, и этот секрет заключается в тренировке. В тренировке способностей. Сделав это открытие, Судзуки воспитал множество великих скрипачей. Он утверждал, что талант не наследуется, а тренируется. Невозможно разглядеть в трехлетнем ребенке будущего великого скрипача, и то, кем он станет, зависит прежде всего от тренировок и усердия, причем, как правило, родителей. Оглядываясь вокруг, я стал находить доказательства правоты великого японца: в секции фигурного катания талантливые девочки, как оказалось, проводили на катке больше времени, чем их менее одаренные соперницы. В музыкальной школе те, кто просиживал у рояля по три часа в день, спокойно клали на лопатки тех, кто упражнялся около часа. А легендарный фотограф National Geographic за свою жизнь сделал больше кадров, чем десяток его ближайших конкурентов. Никакого волшебства. С тех пор я не задаю вопросов про обнаружение талантов. А мои дети не вылезают с катков, из-за рояля и из-за парты. Надеюсь, великий японец не ошибался.