Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Жизнь планеты

Трудная нефть, Ноев ковчег и генетика: новый документальный цикл на канале "Культура"

Телеканал Культура
12 февраля 2019
На неделе с 11 февраля в вечернем эфире телеканала «Россия К» – фильмы из документального цикла «Завтра не умрёт никогда».
В конце 2018 года Хэ Цзянкуй из Южно-Китайского технического Университета Хэ Цзянкуй выступил с сенсационным заявлением: он первым в истории отредактировал геном человека. Девочек, чей биологический отец был инфицирован ВИЧ, на уровне эмбрионов сделали нечувствительными к этому заболеванию, которое могло передаться им по наследству. Научное сообщество потребовало доказательств проведения эксперимента, законодательно запрещенного в большинстве стран. Китайские власти факт генного редактирования подтвердили, но выступили с резким его осуждением и ввели временный запрет на подобные исследования. Сам ученый оказался под стражей. О методе, с помощью которого стало возможно отредактировать геном человека – КРИСПР-Кас9, и об уникальном инструменте – КРИСПР, с которым ученые связывают настоящий прорыв в области биологии и медицины, – в документальном фильме «Генетические ножницы» (11 февраля, 23:10, повтор 12 февраля, 13:15).
/upload/iblock/558/5589f98f10f15b6e889b444ba375055a.jpg

Сегодня нефть – самый ценный и востребованный природный ресурс. Но также быстро, как растет спрос на углеводороды, сокращаются и их запасы. Существующие месторождения иссякают, а новые практически не открываются. При таком развитии событий, уже к 2024 году экономика России рискует недополучить почти 1,5 триллиона рублей. Но ещё в прошлом веке отечественные геологи обнаружили на территории России гигантские запасы так называемой трудноизвлекаемой нефти, аналога сланцевых залежей. Подобная нефть сильно отличается от нашего представления о тягучей, вязкой жидкости, находится в труднопроницаемых пластах земли и требует принципиально новых подходов и технологий её добычи.

/upload/iblock/448/448b288b3b69b1f2ff2681b76b9e799b.jpg

Как найти ключ к этим запасам и, в первую очередь, к самым большим и самым неприступным залежам – Баженовской свите Западной Сибири? И почему начало разработки означает наступление новой эпохи – эпохи «трудной» нефти? Ответы на эти вопросы – в фильме «Трудная нефть бросает вызов» (12 февраля в 23:10, повтор 13 февраля, 13:15).

За последние 50 лет человечество уничтожило 60% видов животных на Земле и около половины мирового разнообразия культурных растений. Даже без всемирного потопа и глобальных воин биоразнообразие на нашей планете сокращается с катастрофической скоростью! Герои фильма «Ноев ковчег» (14 февраля в 13:15, повтор 23:10), подобно древнему Ною, ищут способы и возможности его сохранить.

/upload/iblock/a53/a530c3b8a00970f8a83ada93d6f99c16.jpg

В Пущине, в Институте биологии клетки, еще в 70-х годах ХХ века научились замораживать различные объекты живой природы. Сегодня в криохранилище института находятся образцы клеток более 100 видов животных и растений, большинство из которых занесены в Красную книгу. Ученые научились размораживать живых существ, введенных в состояние глубокого анабиоза 30 лет назад. В Приокско-Террасном заповеднике сохраняют едва не вымерших зубров. А в Санкт-Петербурге, во Всероссийском Институте растениеводства им.Н.И.Вавилова, находится главная мировая коллекция растительного биоразнообразия. Семена культурных растений и их диких родственников начал собирать в экспедициях по всему земному шару еще сам Николай Вавилов.