National Geographic №197, февраль 2020
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Жизнь планеты

Цесарка: царская птица на замену курице и индейке

Андрей Журавлев
10 октября 2014
/upload/iblock/466/466237921bc4befebd73cf68c71a08da.jpg
Цесарка породы ESSOR с La Ferme, Калужская область, Медынский район.
Фото: Руслан Гусейнов
/upload/iblock/45b/45b486c95b2a43d06303b1fad3d62191.jpg
Яйца перепелки, цесарки и курицы (справа).
Фото: Руслан Гусейнов
В поисках источников пропитания для растущего в числе человечества с его растущими аппетитами ученые и животноводы предлагают не столько увеличивать объемы производства пищи, сколько обращать внимание на ее качество. В птицеводстве хорошей альтернативой привычным курам и индейкам специалистам видится цесарка.

В России эта птица из отряда куриных появилась в XVII или XVIII веке в царских птичьих и зверовых дворах, своего рода зоопарках. Отсюда, вероятно, и пошло ее название – цесарка, буквально цесарская, или царская, курица.

Однако разводить на мясо в СССР её стали лишь в 1945 году, когда завезли птиц из Венгрии. В 1989-м общее поголовье цесарок достигало 70 тысяч, преимущественно своих пород, выведенных в Омске, Загорске, Марийской Республике, но в 1990-е годы производство практически прекратилось.

В начале 2010-х на севере Калужской области, рядом с деревней, носящей поэтическое имя Дворики, появилась ферма, которая так и называется La Ferme. Ее основатели, Самсон Согоян, Алексей Белоус и Вадим Дендеберя, взялись выращивать именно цесарок. «Мы разводим птиц французской породы ESSOR, – рассказывает Алексей. – Яйцо у наших цесарок развивается почти на неделю дольше куриного – 27 дней, растут они около трех месяцев, то есть в три раза дольше бройлеров, зато без гормонов, и поэтому мясо у них вкуснее».

Впрочем, мясо цесарок, по вкусу больше похожее на дичь (скажем, рябчиков или куропаток), чем на индюшатину и курятину, выделяется и другими качествами. В нем меньше холестерина, больше витаминов группы В и ненасыщенных жирных кислот. А сами птицы устойчивы к болезням и при необходимости могут постоять за себя. «У нас все птицы, даже петухи и индюки, боятся подходить к кормушке раньше цесарок», – делится своими наблюдениями Вадим.

Птицеводы из Танзании, Бангладеш и других развивающихся стран, работающие под патронатом Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, кроме того, отмечают устойчивость цесарок к высоким температурам, их неприхотливость, хорошие темпы воспроизводства и большой аппетит к опасным для человека клещам и насекомым, если разводить этих птиц на вольном выгуле. Цесарочьи яйца, пусть и мельче куриных, очень вкусны, содержат больше каротиноидов и не опасны для тех, у кого аллергия на куриные яйца.

А если похожее на волчок яйцо цесарки скатится со стола, то не разобьётся. Биофизики выяснили, что, хотя скорлупа цесарочьего яйца всего в 1,3 раза толще таковой куриного, она в 2,5–3 раза (смотря с какого конца бить) прочнее. Обусловлено это качество её строением: вместо шестоватых кристаллов карбоната кальция, расположенных перпендикулярно поверхности яйца, как у кур, она состоит из двух слоев, внешний из которых образован мельчайшими многогранниками. Они, вероятно, и придают скорлупе дополнительную жесткость. Да и хранятся яйца цесарки до полугода при комнатной температуре, не теряя вкуса.