National Geographic №194, ноябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Жизнь планеты

Цветы любви, которые разносит ветер

Текст: Роб Данн Фотографии: Мартин Эггерли
03 сентября 2011
/upload/iblock/197/19746435b8c920bf9687ffb066055ced.jpg
Герань. При ничтожных размерах (зерна измеряются тысячными долями миллиметра) романтические странствия пыльцы этого растения тянут на эпопею. Десятки золотых зерен, благополучно добравшихся до рыльца цветка герани красно-бурой (Geranium phaeum), постараются оказаться в числе тех немногих счастливцев, кто произведет опыление.
/upload/iblock/aac/aacead944f0351c5503b6c5d8de9f466.jpg
Ива. Зерно пыльцы промахнулось. Оно застряло в лепестках цветка и теперь погибнет. Остальные зерна разлетятся, когда поднимется весенний ветерок. Возможно, некоторым удастся зацепиться за мохнатое брюшко пчелы и дойти до цели.
/upload/iblock/ba4/ba4adc9073ad3914d988289bd521ba4a.jpg
Пыльца принимает разные формы и размеры. Диаметр пыльцевого зерна тыквы (в центре) сопоставим с толщиной банкноты. Маленькая крапинка внизу справа от него – зерно пыльцы незабудки.
/upload/iblock/cbb/cbbbf9ac42da4ab6ccb8c9b986d24c8a.jpg
Серебристолистное дерево PROTEACEAE.
/upload/iblock/763/763eebc3889f8893d4fc21c14ead5b74.jpg
Абутилон пятнистый ABUTILON PICTUM.
/upload/iblock/53a/53a4acb38fbb59ad32b1576ff2bbd958.jpg
Тилландсия TILLANDSIA MAXIMA
/upload/iblock/fa7/fa7820e253b59baf74e7907149ecb387.jpg
Водяной салат PISTIA STRATIOTES.
/upload/iblock/c88/c880c66ba5b5dd7c97d0bc233347eda5.jpg
Незабудка лесная MYOSOTIS SYLVATICA.
/upload/iblock/e6f/e6fe5be3c4e58aff97e6911271bfc622.jpg
Венерина мухоловка DIONAEA MUSCIPULA.
/upload/iblock/8b2/8b2eab74fc18019dbee21d22aeaf2e0e.jpg
Альбиция шелковая ALBIZIA JULIBRISSIN.
/upload/iblock/22f/22ffec66575df4d65989547abc7f3716.jpg
Клевер ползучий Trifolium repens.
/upload/iblock/d58/d589c18f28516c3235d8aeac78939b04.jpg
Кубышка японская Crinum Japonicum.
/upload/iblock/758/758c91aeccd151458ee7a4915aa8d0c5.jpg
Цветущая калина. Устроившись в складках рыльца, пыльцевые зерна с цветков калины серой разбухают от влаги. Одно (в центре) уже выращивает трубочку, по которой сперма попадет в семязачаток. Пыльца других видов – желтого и зеленого – ошиблась адресом: генетическая защита не позволит ей участвовать в опылении.
Фото: Мартин Эггерли
Макросъемка позволяет проникнуть в сокровенные тайны мира растений. Снимки к статье были сделаны со сканирующего электронного микроскопа, который исследует поверхность объекта при помощи пучка электронов. Получившиеся трёхмерные чёрно-белые изображения затем раскрашивали. Фотоматериалы подготовлены при участии Pruftechnik URI.
Мы, люди, многое воспринимаем как должное. Например то, что можем свободно передвигаться. Согласитесь, это несомненное преимущество, когда, например, нужно подсесть к симпатичной особе противоположного пола. Представители флоры подобной роскоши лишены. В долгой истории зеленой жизни на Земле был продолжительный период, когда растениям требовалось быть рядом, почти соприкасаться, чтобы вступить в контакт. Мох выпускал бледную сперму в дождевую воду, и та плыла к его сородичам. Но для этого нужен влажный климат. Так что растительность выживала лишь в сырых уголках. В целом же Земля была преимущественно коричневой. Но в один прекрасный день более 375 миллионов лет назад какой-то род растений вывел пыльцевые зерна и семена, и с тех пор все стало иначе. Не будем подменять понятия. Пыльца – это сперма растений, в каждом зерне содержится два сперматозоида. Их окружает стена, часто золотистая, которая одновременно служит защитой и средством передвижения. И если долгое время расстояние для растений представляло серьезную проблему, то пыльца помогла им соединиться, неважно разделяет их несколько метров или континенты. Эта эволюционная хитрость изменила мир.
Но до хорошей жизни было еще далеко. Поначалу пыльца бросалась в объятия ветра, надеясь, что несколько зерен достигнут своей цели. Со временем появились более изощренные методы. Мешочки с пыльцой стали лопаться, выталкивая зерна. У пыльцы «выросли крылья», чтобы ловить легкий ветерок. Растения начали производить миллиарды зерен, чтобы из этого множества одно достигло цели. Цель пыльцевых зерен – голый семязачаток (будущее семя) другого растения того же вида. В семязачатке содержится яйцеклетка, и пыльцевое зерно пытается создать трубочку, чтобы соединить сперматозоид и яйцеклетку. Если пыльца оседает не на том растении, если она слишком слаба, то трубочка не образуется. Само существование флоры говорит о том, что многим из них каким-то чудом удается выиграть в этой немыслимой интимной лотерее. Так продолжалось миллионы лет: ветер разносил пыльцу, семязачатки ждали своего часа. Но однажды все опять переменилось, и натуралист Лорен Айзли назвал случившееся «мощным бесшумным взрывом». Один род растений произвел семена, которые были спрятаны в плодах и окружены лепестками. Этот род, ангиоспермы, покрытосеменные, развивался успешнее других: защищенные завязями семязачатки превращались в плоды, а лепестки привлекали представителей фауны, и те невольно переносили пыльцу на перьях или волосках. Животные доставляли пыльцу от цветка к цветку куда надежнее, чем ветер. Эффективнее всего размножались растения с красивыми лепестками. Для пущей привлекательности у цветков появились разные оттенки и нектар. У колибри и танагр-медоносов отросли клювы, чтобы было удобнее этот нектар доставать. А у мотыльков, пчел и мух развился сосущий ротовой аппарат. Летучие мыши постепенно обрели длинные липкие языки – у некоторых они в два раза больше тела.
Однажды пыльца помогла проследить путь развития целой цивилизации.
Собирая нектар, насекомые захватывают пыльцу. Шмели цепляют ее на крошечные волоски, пока кружат над цветком и пьют нектар. Больше того, они откладывают немного собранной пыльцы в специальные мешки у задних ножек. Вернувшись домой, шмели помещают добычу в восковые лотки, чтобы было чем питаться дождливыми днями. Сделав для растений доступным секс на расстоянии, пыльца и, в конечном итоге, цветы спровоцировали мощное видовое разнообразие – некогда коричневая планета стала, как уже говорилось, сначала зеленой, а затем красной, желтой, белой, оранжевой и так далее. Сама пыльца тоже стала варьироваться. На 300 тысяч существующих на Земле видов пыльцевых представителей флоры приходится 300 тысяч видов пыльцы. В зависимости от биологических особенностей сформировались зерна, отличающиеся по цвету, форме и структуре. У растений, которых опыляют жуки, пыльца гладкая и клейкая – такая отлично прилипает к медлительным насекомым. У тех, кого опыляют пчелы или мухи, пыльца колючая, застревающая в волосках перепончатокрылых. У растений, опыляемых животными, например летучими мышами, и пыльца бывает покрупнее – хотя и не всегда. Все разнообразие пыльцы еще до конца не изучено, многое только предстоит выяснить. Последняя глава в истории пыльцы связана с неудачами. В воздухе, каким бы чистым он ни был, полно неиспользованной пыльцы, уносимой порывами ветра. Миллиарды зерен попадают в стратосферу. В этот самый момент, когда вы читаете журнал, у вас на руках, лице или на вашей кошке, возможно, осело несколько зерен. Пыльца накапливается в осадочных породах, слой за слоем, на дне озер и прудов. Там, в этих слоях, где процесс распада идет медленно, пыльца пишет хроники прошлого. Наличие травяной пыльцы в осадочных породах говорит о том, что здесь некогда был луг, пыльца сосны указывает на сосновый бор и так далее. Палинологи берут со дна озер образцы грунта и исследуют, как от слоя к слою менялись виды растений прошедших эпох. Но самая значительная перемена за тысячелетия произошла совсем недавно и говорит о том, насколько сильно влияние технологий, внедренных человеком. По мере развития сельского хозяйства становится все меньше пыльцы деревьев и все больше пыльцы зерновых культур и травы. В результате изменения климата те виды, которые за долгое время приспособились к холоду, станут более редкими, а количество пыльцы новоприбывших растений из теплых краев, наоборот, увеличится. Благодаря нашим дальним перелетам пыльца азиатских растений оказывается в Северной Америке, африканских – на Гавайях, австралийских – в Южной Африке. Однажды пыльца уже помогла проследить путь развития целой цивилизации. Когда-то в низменностях Гватемалы, где жили майя, самой распространенной была пыльца лесных деревьев. Потом примерно 4,6 тысячи лет назад стала появляться пыльца кукурузы. Две тысячи лет назад основной была пыльца растений, имеющих отношение к сельскому хозяйству. Но затем, примерно тысячу лет назад, кукурузная пыльца стала исчезать, травяная – тоже. Со временем вернулась пыльца деревьев. Видя эти перемены, палинологи могут в целом догадаться об остальном. Вернулись и птицы, и пчелы, и даже летучие мыши с длинными липкими языками. Свидетельство, оставленное пыльцой, как все документальные свидетельства, объективно, и заложенное в нем послание понять несложно. Цивилизация развивалась, а затем угасла – храмы уступили место зарослям деревьев с манящими цветками и обильной пыльцой, которая стала рассеиваться в воздухе и оседать на покачивающихся спинах животных. Что бы ни случилось с нами в будущем, пыльца это зафиксирует. Жизнь вообще, и наша в частности, штука загадочная. Но жизнь растений, которые зависят от движения пыльцы, вообще непостижима. И все же они каким-то образом снова и снова находят друг друга, как это было еще до эпохи динозавров, когда гигантские стрекозы рассекали воздух и в их доисторических волосках, очевидно, застревала желтая пыль.