Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Жизнь планеты

Туристы поменяли цвет йеллоустоунского источника

17 февраля 2015
/upload/iblock/fa9/fa9eacddf530e8bbad87b168ff44551f.jpg
Озеро Утренней Славы, фото 2010 года. Автор: daveynin.
/upload/iblock/64b/64b462292bc4c7d61130a02b9d26cee5.jpg
Снимок 1966 года. Источник получил название из-за сходства с цветком вьюнка, который в Америке зовется morning glory - «утренним сиянием» или «утренней славой». Фото: National Park Service Photo Gallery.
В парке Йеллоустоун туристы нечаянно запустили эволюционный процесс, и теперь специалисты изучают новое явление.
В состав знаменитого американского национального парка Йеллоустоун, помимо многочисленных гейзеров, входит около десяти тысяч геотермальных источников. Одним из самых популярных мест является небольшой источник - озеро Утренней Славы. Посещая его, туристы в течение десятилетий бросали в воды монетки и камешки «на память». Также в источник с берегов попадал мусор. С годами посторонние предметы заблокировали русла подземных вод, что привело к изменению температуры источника. Вследствие этого его начали заселять фотосинтезирующие микроорганизмы видов, которые при прежних условиях тут жить не могли. При этом бактерии распределились по водоему неравномерно, в соответствии с необходимой им температурой. И в результате «Утреннее сияние» поменяло цвет. Исследованием нового состояния источника занялись американские и немецкие специалисты; выводы опубликованы в журнале Applied Optics. Биологи подчеркивают, что у них появилась уникальная возможность наблюдать эволюцию фотосинтезирующих бактерий, происходящую прямо на глазах. Новые микроорганизмы поглощают свет в разном спектре на разной глубине, они меняют свое состояние в зависимости от температуры, предоставляя таким образом богатейшую базу для исследований. В практической сфере открытие может быть полезно для фармацевтической промышленности. Ничего не потеряли и посетители национального парка: новая окраска источника даже более впечатляющая, чем она была прежде.