Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Жизнь планеты

У финнов найден ген "пьяного хулиганства"

18 ноября 2015
/upload/iblock/7ec/7ec5ffdeaf3e59434e87944c359068d4.jpg
Фото: Abby Stanglin/Flickr.com
/upload/iblock/693/69373bb18ab576ffbdadf355e455d5d9.jpg
Фото: Chandler Collins/Flickr.com
/upload/iblock/a6e/a6eb429945c11b119881eaa7b761112e.jpg
Фото: Fabrizio Sciami/Flickr.com
На основе данных по финским пациентам, имеющим алкогольную зависимость, ученым удалось найти особую генную мутацию, ответственную за импульсивное поведение.
Специалисты из Университета Хельсинки провели исследование, результаты которого способны объяснить безрассудство и вспышки агрессии, возникающие под влиянием алкоголя. В качестве материала для научной работы были взяты данные о часто выпивающих финнах и их более трезвых родственниках. По нормам, предложенным британским Министерством здравоохранения, в среднем без ущерба для здоровья и перехода в категорию алкоголиков мужчина может выпивать 3-4 «единицы алкоголя» в сутки (это эквивалентно бокалу вина емкостью 275 мл), а для женщин это показатель 2-3 (бокал вина 175 мл). Изучая особенности поведения финских пациентов, исследователи обнаружили, что носители мутировавшего гена ведут себя неадекватно даже в случае, когда употребляют значительно меньше спиртного. Руководитель исследования, психиатр Роопе Тикканен (Roope Tikkanen) также нашел связь этой мутации с поведением людей в трезвом состоянии.
Речь идет о мутации гена 5-HT2B, отвечающего за сборку серотониновых рецепторов типа 2B. Уровень серотонина влияет на настроение, двигательную активность, болевые ощущения и так далее. Активация серотониновых рецепторов запускает важные внутриклеточные процессы; соответственно, сбой в этой системе отражается на работе всего организма. О действии рецепторов типа 2B пока известно немного, но многие ученые считают, что они связаны с импульсивным поведением. Результаты исследования, проведенного финскими специалистами, подтверждают этот вывод. Мутация гена 5-HT2B была обнаружена у 2,2% населения страны (более 100 тысяч человек). Ученые поясняют, что отдельно взятый ген или его мутация обычно не меняют поведение человека. Но в данном случае на общую картину повлияла многовековая изоляция Финляндии, что привело к однородному генофонду и росту числа наследственных заболеваний одного типа. Ученые планируют продолжить исследования, расширив контрольную группу. В нее, в частности, будут включены и представители других национальностей, а также жители других стран, имеющих финнов в ряду своих далеких предков. Узнайте, какая нация признана самой пьющей в мире.