Журнал №189, июнь 2019
Журнал №69, апрель - май 2019
Жизнь планеты
Ученые испытали шмелей на верность своим цветкам
Татьяна Данилова
25 июля 2013
/upload/iblock/50d/50dadd1bc1425d4aa862f7a7217d48b1.jpg
Автор фото: André Karwath.
/upload/iblock/8d2/8d242b4624d96d31c900095bdbbaad0a.jpg
Живокость высокая - растение, которое, как выяснили экспериментаторы, может исчезнуть по вине неверности шмелей. Автор: Jerzy Opioła.
Ученые выяснили, как исчезновение некоторых видов шмелей может повлиять на способность растений к размножению.
Исчезновение некоторых видов пчел и других насекомых-опылителей по всему миру - это уже существенная причина для беспокойства. Теперь два исследователя, которые изучали шмелей в Колорадо, показали насколько это серьезно. Они выяснили, что исчезновение некоторых видов шмелей влияет на репродуктивную способность растений, которые опыляют другие виды шмелей. Причина этого - неверность шмелей "своим" цветкам. Доктор Брози, доцент университета штата Джорджия в Атланте, и Хизер М. Бриггс, аспирант калифорнийского университета в Санта-Крус, вместе со студентами изучили 20 лугов (площадью около 80 кв. м) в окрестностях биологической лаборатории штата Колорадо. Они решили выяснить, что будет, если изолировать наиболее многочисленные на этих участках виды шмелей. Так, студенты с помощью сачков выловили большинство шмелей этих видов и не давали залетать новым особям на исследуемую территорию. В созданных учеными условиях шмели стали менее верными одному виду цветов, который они опыляли до эксперимента. Они воспользовались меньшей конкуренцией и начали садится на другие виды цветов, которые ранее опыляли шмели, собранные исследователями. В таком раздолье для шмелей данного вида не было ничего плохого (по крайней мере, в краткосрочной перспективе), но проблема состояла в том, что шмели стали менее охотно опылять живокость высокую и частично переключились на другие цветки. В будущем для живокости высокой такой ход дел будет иметь плохие последствия. Ведь шмели, которые хотя бы один раз сели на "свой" цветок, перенесли на него пыльцу с цветков другого вида, которые они обычно не опыляли. Однако для размножения живокости высокой нужна пыльца своего вида. Основываясь на результатах математических моделей, ученые вычислили, что из-за неверности шмелей своему виду цветов их растения в таких условиях произведут на 30% меньше семян. В ходе серии подобных экспериментов ученые выяснили, что исчезновения хотя бы одного вида шмелей из экосистемы ведет за собой ее перестройку. И в итоге страдают не только виды растений, которые опылялись исчезнувшими шмелями, но и те, которые не лишились своих опылителей. Таким образом, это открытие показывает, какие последствия может иметь оскуднение биоразнообразия в экосистеме. Источник: Single pollinator species losses reduce floral fidelity and plant reproductive function.