Журнал №193, октябрь 2019

Ученые обнаружили гигантский вирус

Наталия Майборода
26 июля 2013
/upload/iblock/039/039dd2b06a9f1d0febfdff65b047d9d5.jpg
Открытые учеными вирусы настолько велики, что их можно увидеть даже в школьный микроскоп.
Французские ученые обнаружили гигантский вирус, который назвали "Пандора". Несмотря на пугающее название, вирус не опасен для человека.
В конце прошлой неделе в журнале Science вышла статья ученых из Университета Экс-Марсель, в которой они сообщают, что размер найденного ими вируса превышает все ранее известные. Его размер - около микрона (одна тысячная миллиметра), в то время как обычные вирусы имеют размер от 10 до 100 нанометров, то есть в 10-100 раз меньше. Но еще больше, чем размер, ученых поразил геном найденного вируса: он содержит более 2500 генов против десятка-другого у обычных вирусов. Причем, 93% этих генов не встречаются в других организмах. "Мы полагаем, что эти вирусы происходят от доселе неизвестного древнего клеточного типа, которого больше не существует, - рассказал микробиолог Жан-Мишель Клавери американскому National Public Radio. - Эта форма жизни могла даже попасть сюда с другой планеты - Марса, например. На этом этапе мы не можем отбросить ни одну, даже такую экстремальную версию». А началось все с того, что группа исследователей взяла пробы воды в Тихом океане возле устья реки у чилийского побережья и в пресноводном пруду в Австралии. С целью ликвидировать бактерии, в жидкость добавили антибиотики, а позже амеб. Позже в одноклеточных организмах обнаружили следы не бактериального происхождения. Таким образом, было открыто две разновидности вирусов - чилийскую и австралийскую, которые назвали Pandoravirus salinus и Pandoravirus dulcis. "Обнаружение гигантских вирусов сравнимо с открытием ящика Пандоры. Мы даже не можем себе представить, что будет с биологией после того, как мы изучим их подробнее", — отмечает Жан-Мишель Клавери. Если верить ученым, "Пандора" не опасна для человека. Вирус обитает на глубинах и поражает только определенный вид амеб. Он размножается лишь внутри своего «хозяина», а во время своей жизнедеятельности опустошает клетки, поглощая белки и ДНК. Любопытно, что гигантских вирусов можно было обнаружить давно. Так считает ученый Шанталь Абержель. Просто специалисты, по его словам, принимали вирусы за бактерии и не предполагали, что это именно вирусы, так как они слишком сильно отличаются от тех вирусов, к которым привыкли ученые. В ближайшее время ученые проведут дополнительные исследования вирусов и попытаются найти им место в генеалогическом древе земной жизни.