Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Жизнь планеты

В стаю пингвинов внедрили шпиона

06 ноября 2014
В Антарктиде успешно прошел испытание робот-шпион, замаскированный под императорского пингвина. Устройство поможет ученым собирать информацию об этих птицах.
Международная команда ученых создала радиоуправляемого робота, в чью основную задачу входит наблюдение за императорскими пингвинами. Ранее сбор сведений об этих обитателях Антарктиды не был полным: для этого использовались радиочастотные датчики, помещенные на некоторых птиц, но данный метод имеет ряд ограничений. В первую очередь это – дальность сигнала: когда пингвины удалялись от базы более чем на 0,6 метра, информация переставала поступать. Не слишком успешны и личные наблюдения за пингвинами: при приближении людей те отступают и скрываются из виду; при этом у них учащается пульс, что портит картину сбора данных об их здоровье. Лишь недавно удалось сконструировать автономное устройство, способное гармонично влиться в птичью среду. Радиоуправляемый робот представляет собой небольшую платформу на четырех колесах, на которой размещена игрушка в виде детеныша императорских пингвинов. Эксперимент оказался удачным. Половина стаи вообще никак не отреагировала на приближение механизма, и еще 25% птиц попытались вступить с ним в контакт. Лишь четверть от общего числа пингвинов почуяла что-то неладное и забеспокоилась. Робот же в это время записывал данные с датчиков, ранее размещенных на этих птицах. В процессе первого тестирования было найдено и слабое место изобретения: пингвины все же ожидали ответной реакции от нового «сородича». Теперь разрабатывается второе поколение шпиона, который сможет имитировать пингвинью речь.