Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Жизнь планеты

Ученые вырастили искусственный мозг

30 августа 2013
/upload/iblock/4eb/4ebbfb41b994460c9a4eb1a8d25aabe7.jpg
В лабораторных условиях впервые был выращен искусственный мозг, наиболее близкий к аналогу. Мыслить он пока не в состоянии, но уже сейчас открытие может помочь в лечении серьезных заболеваний.
Работу провели исследователи из Института молекулярной биотехнологии при Австрийской академии наук. Искусственная мозговая ткань была выращена в биореакторе; исходным материалом выступили индуцированные и эмбриональные стволовые клетки. Индуцированными называют стволовые клетки, полученные из каких-либо иных клеток путем эпигенетического перепрограммирования. В случае опытов австрийских ученых были использованы клетки кожи. За два месяца роста в биореакторе клетки превратились в своеобразные сгустки нервной ткани, прекратив рост на стадии около четырех миллиметров. Новое образование было названо «органоидом» (organoid), что подчеркивает его дистанцию с полноценными органами. Одним из отличий от нормального мозга является то, что новая материя не содержит кровеносных сосудов, страдая таким образом от нехватки кислорода. Возможно, именно поэтому рост «органоида» замедляется и впоследствии полностью прекращается. Кроме того, структура «органоида» случайна и неоднородна; в результате его участки, хоть и взаимодействуют между собою, но делают это стихийно и бессистемно. Тем не менее, исследователи говорят о несомненном успехе эксперимента. Ближайшим аналогом «органоида» является мозг девятинедельного эмбриона. Открытие можно использовать при изучении врожденных заболеваний, таких как шизофрения или аутизм. По мнению ученых, эти и многие другие заболевания, даже если они впервые проявляются лишь во взрослом возрасте, являются следствием нарушения в развитии мозга на эмбриональной стадии.

Ученые вырастили искусственное мясо