Журнал №190, июль 2019

Ушастый и с иголками

Текст: Анастасия Корф
23 сентября 2012
/upload/iblock/083/083cecb7a4ee18da6ef1e25e16ff6551.jpg
В поисках пищи африканский еж быстро перемещается по песчаным дюнам. На бегу еж подворачивает под себя лапы, но это не мешает ему развивать высокую скорость.
/upload/iblock/03f/03f0e874947114f90e1469391878f962.jpg
Этому ушастому ежонку по кличке Шастик всего три недели. Он еще пьет мамино молоко, но уже без труда разгрызает тараканов. Ежи развиваются очень быстро: уже в три месяца Шастик достигнет половой зрелости.
Фото: Витас Черняускас
/upload/iblock/dba/dbadd1d55705cf64a9415ceb2e8817ca.jpg
Новорожденный детеныш белогрудого ежа. Белые колючки еще очень мягкие, поэтому ежата могут прижиматься друг к другу в отсутствие матери. С другой стороны, без панциря малыш – легкая добыча для хорьков и змей.
Фото: Марк Пестов
/upload/iblock/6a6/6a69245a24694d4ae1b3c4486cb02e1a.jpg
Десятки тысяч ежей ежегодно погибают под колесами машин. В Центральной Европе для зверьков делают специальные подземные «переходы», однако животные не всегда пользуются этими новшествами.
/upload/iblock/6bc/6bc14617047986da07c56f3717665b19.jpg
Эта и последующие фотографии опубликованы только на сайте. В журнале их нет.
/upload/iblock/a28/a281ac3cdca84465427d552b024cfa34.jpg
/upload/iblock/e41/e41700a49db7cf890bfee929cbd9753f.jpg
/upload/iblock/166/166c9a79cc8dbd5872a4ea136d77294e.jpg
/upload/iblock/3a4/3a4ebc333629736f37e37810b8d86dbe.jpg
/upload/iblock/e73/e73cfdaa890b7414278fe9c1942b71ca.jpg
Ежи хорошо плавают, но делают это только в случае необходимости: эти животные не очень выносливы, а плавание отнимает много сил.
/upload/iblock/b9d/b9d603fee9fcd08ca865bdb09f4e267e.jpg
Медсестра ветеринарной клиники «Девять жизней» в Москве осматривает ежиху по кличке Соня. В последнее время карликовые ежи стали популярными домашними питомцами, которые так же, как кошки и собаки, нуждаются в помощи врача – ежи страдают от паразитов, расстройства желудка, а самкам иногда требуется кесарево сечение.
Маленькие и юркие, ежи постоянно расширяют свои ареалы, завоевывая планету. Они приспособились и к миру людей, стали популярными домашними питомцами. Но знаем мы о них далеко не все.
Шестидесятые годы XX века, США, штат Теннесси. В стенах Университета Вандербильта в Нашвилле научные сотрудники уже несколько часов вели оживленную дискуссию. Профессора спорили и размахивали руками. Виновниками суеты были трое молодых ученых: Генри Хефнер, Брюс Мастертон и Ричард Равица. В своей работе, опубликованной в The Journal of Auditory Research, ученые писали о ранее неизвестных суперспособностях человеческого мозга, а точнее – зоны мозга, отвечающей за слух. «Человек может научиться воспринимать ультразвук» – такую гипотезу выдвинула команда Хефнера. Несколько лет молодые исследователи изучали мозг современных ушастых ежей, способных улавливать колебания высоких частот – до 60 килогерц. Оказалось, что строение слухового аппарата у этого вида ежей точно такое же, как у общего предка всех высших млекопитающих, включая человека. Если с раннего возраста тренировать слух с помощью специальных приборов, рассуждали исследователи, человек сможет слышать не хуже летучей мыши или ежа, ведь эта способность заложена в нашем геноме.
Еж – зверь с загадкой. Он отличается исключительным слухом и богатой акустической сигнализацией, а также высокой – фактически уникальной – устойчивостью к ядам.
Об осуществлении идеи Хефнера, и вообще о том, как продвинулось изучение человеческого слуха за последние 40 лет, можно сделать отдельную статью. Наша статья – про неожиданный объект работы Хефнера – ежей. Роль ушастых ежей, как, впрочем, и вообще ежей, в самых разных научных исследованиях огромна. Хефнера интересовали исключительный слух и богатая акустическая сигнализация ежовых (они могут издавать более 40 разных звуков-сигналов). Позже была изучена высокая – фактически уникальная – устойчивость ежей к ядам. Российские зоологи недавно установили, что разные виды ежей способны скрещиваться и давать плодовитое потомство. Это значит, что в природе живут гибридные виды ежей, ареалы которых пересекаются. То, что еж – зверь с загадкой, понятно уже из этимологии названия животного. С латыни наименование рода обыкновенных ежей Erinaceus переводится буквально как «колючий барьер». Английское hedgehog можно трактовать по-разному. Hedge значит «живая изгородь» или же «тайный», «скрытный»; hog можно перевести и как «скребок», и как «свинья», и даже как «эгоист». Получается, что ежик у англичан – это «свинья с колючей живой изгородью»: нос зверька и вправду напоминает пятачок, а уж о надежности «изгороди» и говорить нечего. Русское слово «еж», по одной из версий, происходит от армянского iz «гадюка»: ежи не боятся змеиного яда и даже могут съесть гадюку. В общем, «колючая свинка, не боящаяся гадюк» – существо крайне разностороннее и любопытное. Ежи появились миллионы лет назад, но за это время их внешний вид почти не изменился. Ежовые обитают практически во всех уголках земного шара. Обыкновенный и белогрудый ежи населяют леса Америки, Центральной и Восточной Европы, даурский еж облюбовал Забайкалье, ушастые ежи отлично чувствуют себя в степях Казахстана и Дагестана, длинноиглые ежи делят территорию с желтыми скорпионами в африканских пустынях. Даже на Мадагаскаре и в Новой Зеландии есть ежи, только более древние и без колючек. Словом, самые разные ежи, а всего их известно 24 вида, наравне с собаками и кошками, распространены по планете почти так же широко, как и человек. Ежи – животные-одиночки. Они не образуют пар или группировок на длительное время, но, когда наступает лето, самцы пускаются на поиски партнерши для спаривания. Чтобы обрести подругу, европейский еж может пройти до восьми километров за один день – серьезная дистанция для такого маленького животного. Ежихе в опасный путь пускаться не нужно – как правило, готовая к размножению самка просто ждет, когда ее найдет самец. Как и у большинства животных, в продолжении рода ежей главное – мотивация самки. Если ежихе не нравится ухажер, она в прямом смысле слова выпускает иголки. Иногда несколько самцов часами гоняются за самкой, кувыркаясь и переворачиваясь. Зоологи назвали эти брачные игры «ежиной каруселью» или «ежиным хороводом». Постепенно менее выносливые и настырные выбывают из игры. Наконец самка сдается – она отгибает колючки против роста, чтобы не травмировать избранника.
Через три недели у ежихи появляются малыши. Для родов самка ищет себе просторную нору в старом пне или поваленном дереве. В помете обычно бывает от двух до восьми детенышей. У новорожденных ежат передние лапы больше задних, панцирь еще не развит, колючки плотно прилегают к коже (так устроила природа, чтобы мать при родах не пострадала) и поднимаются через пару часов после рождения. Колючий панцирь из твердых иголок формируется только через несколько дней, а то и через неделю. Парадокс: ежи без иголок. Почему у ежей вообще появился панцирь – не самый простой вопрос для ученых. Первые ежовые – гимнуры – были больше похожи на крыс, чем на современных ежей, ведь у них не было иголок на спине. Гимнуры, так же, как кроты и землеройки, произошли от тенреков – зверьков, которые в палеоцене (около 60 миллионов лет назад) населяли большую часть суши, а теперь встречаются только на Мадагаскаре. Первые ежи отличались от тенреков строением челюстей. Зубы у ежей были двувершинными, в форме буквы W, у тенреков же зубы напоминали букву V – то есть вершина у каждого зуба была одна. Отличие кажется незначительным, но оно стало решающим фактором, определившим судьбу семейства. W-зубы позволяли размалывать любую грубую пищу – от орехов до насекомых, что дало ежам эволюционное преимущество. Постепенно «лысые» ежи вытеснили тенреков и распространились на все континенты. Но когда появились настоящие (колючие) ежи, ареал гимнур сильно сократился – сегодня остались лишь небольшие участки в Юго-Восточной Азии. Колючие – привычные нам – ежи впервые появились в Азии, где-то на территории современного Китая. «Скорее всего, гимнуры обзавелись колючим панцирем во время потепления климата в миоцене, когда им пришлось осваивать степные и пустынные пространства», – рассказывает Анна Банникова, заведующая Лабораторией териологии биологического факультета МГУ имени Ломоносова. Волосы на спине у первых ежовых постепенно становились жесткими, а позже и вовсе превратились в колючки. На открытой территории панцирь стал хорошим средством защиты для зверька с короткими ножками: ежи передвигаются медленнее, чем охотящиеся на них хищники, значит, надо не бегством спасаться, а защищаться. «Но почему именно колючий панцирь? Мы пока не можем ответить на этот вопрос, – продолжает Анна Банникова. – Функция приспособления ясна, если оно повторяется у многих отрядов, а колючий панцирь кроме ежей есть только у дикобразов». Современные ежата обретают полноценные колючки (и открывают глаза) на исходе первой недели жизни. Но малыши еще совершенно беспомощны и полностью зависят от мамы. Когда мать уходит на охоту, ежата рискуют остаться сиротами. Ежегодно на дорогах Центральной и Восточной Европы погибают тысячи кормящих самок ежей: они, можно сказать, становятся жертвами технической революции. Когда еж чувствует приближение опасности или просто слышит достаточно громкий звук, он сворачивается в шар – это стандартная тактика пассивной защиты, которая тысячелетиями не подводила «живую изгородь». Однако по отношению к новому врагу – автомобилю – стратегия не срабатывает: неподвижный еж попадает прямо под колеса. Конечно, ежи погибают и от естественных врагов. Например, лиса подкатывает колючую жертву в воду или просто обдает ее мочой. (Ежи всегда разворачиваются от любого чужеродного запаха – например, от запаха табака.) Еж может погибнуть и в когтях хищных птиц – часто он становится добычей совы. Осиротевшие ежата обречены на верную смерть. Даже если мать сделала укромную нору, до которой не добраться хищникам, рано или поздно детеныши погибнут от голода. Надеяться остается только на помощь человека. В России мониторингом осиротевших ежей занимается лишь небольшая группа энтузиастов-ученых, а в Европе многие сотрудники природоохранных служб ищут и выкармливают оставшихся без мамы ежат. Детенышей нужно кормить каждые три часа, причем обычное коровье молоко категорически не подходит – животные могут погибнуть от расстройства желудка. Ежат выкармливают концентрированной смесью, по составу схожей с кошачьим или собачьим молоком. Такие смеси продаются в зоомагазинах. Иногда этого оказывается недостаточно, и ежата все равно погибают. «Состав ежиного молока пока не исследован, но понятно, что в нем содержатся уникальные микроэлементы», – поясняет аспирантка кафедры зоологии позвоночных МГУ имени М. В. Ломоносова и «заводчица» ежей Екатерина Матвеева. В России обитает шесть видов колючих ежей , из них два – даурский и ушастый – занесены в Красную книгу. В отличие от остальных ежей, численность которых возрастает, эти два вида постепенно исчезают. Даурский еж часто становится жертвой лесных пожаров, а ушастыми ежами интересуются браконьеры. Ушастые ежи – Hemiechinus auritus – обитают в степях и полупустынях, они элегантнее и меньше европейских, ведь на открытых пространствах нужно уметь быстро бегать. Из-за своей миниатюрности ушастые ежики стали популярными домашними питомцами. «На птичьих рынках, а то и в зоомагазинах продаются даже беременные самки ушастых ежей, выловленные в Дагестане и Казахстане», – с горечью рассказывает Надежда Королькова, заместитель директора питомника «Ежкин дом» – единственного в Москве, да и в России питомника ушастых ежей. Название было придумано в честь первой воспитанницы – ежихи по имени Ежка. На самом деле «Ежкин дом» не просто питомник – своеобразное ежиное сообщество, которое борется с браконьерами в меру своих сил и мониторит жизнь ушастых ежей по всей России. «Мы занимаемся разведением и селекцией, учим обращению с ежами, – продолжает Надежда. – Ведь сегодня пока еще нет четких руководств по уходу за ежами, особенно маленькими и кормящими мамами. Из-за этого ежата часто погибают в юном возрасте». Если все сложилось благополучно , и детеныши не остались сиротами, через месяц после рождения они выходят из норы. Поначалу ежата всюду следуют за матерью, изучая новые запахи и звуки. Но уже через две недели у самки пропадает молоко. Это значит, что малышам пора начинать взрослую жизнь, а самка может еще раз забеременеть и забыть про ставшее самостоятельным потомство. Молодым ежам предстоит серьезное испытание – первый раз в жизни им нужно будет найти себе укрытие на зиму. Впрочем, жизненные циклы европейских ежей и ежей, обитающих в Африке, сильно разнятся. С наступлением ноября, когда температура воздуха опускается ниже 6 градусов Цельсия, европейские ежи впадают в спячку. Животному нужно заранее найти себе нору на ближайшие месяцы, чтобы не умереть от холода. Температура тела ежа в состоянии анабиоза постепенно опускается почти на 10 градусов — с 40 до 30 градусов. Пульс замедляется со 170 до 5 ударов в минуту. Ежи пустынь и полупустынь – длинноиглые и ушастые – в спячку не впадают. Более того, этим ежам круглый год приходится вести более активную, чем их северным сородичам, жизнь. В пустыне сложно найти чье-то заброшенное жилище, поэтому пустынные виды умеют рыть в песке собственные – часто разветвленные – норы глубиной до полуметра. Ушастые и длинноиглые ежи очень подвижны – они реже сворачиваются в шар, почуяв опасность, и чаще убегают. У всех видов пустынных ежей, обитающих в теплом климате, довольно крупные уши, испещренные кровеносными сосудами, что обеспечивает более активный теплообмен с окружающей средой. В условиях дефицита пищи пустынные ежи приспособились есть даже ядовитых животных, таких как желтые скорпионы и некоторые змеи. Вообще, любые ежи – всеядны, но предпочитают насекомых, поэтому их и относят к насекомоядным. Пустынные ежи без вреда поедают шпанских мушек, хотя их яд – кантаридин – у других животных вызывает катар желудка и кишечника и смерть от воспаления почек. В принципе ежи резистентны ко многим видам ядов, кроме тех, которые не встречаются в природе (например, морфий для них не менее опасен, чем для всех остальных). Если гадюка укусила ушастого ежа в мордочку, он может прожить 2–3 часа. Казалось бы, очень мало, однако, поскольку речь идет о таком мелком зверьке, можно говорить о беспрецедентной, повышенной сопротивляемости к сильным ядам. Скажем, белые мыши умирают через 1–2 минуты после укуса гадюки, а морские свинки – максимум через 8 минут. В природе ежи живут 6–8 лет , но в домашних условиях могут прожить и все 10. Однако содержание ежа – дело хлопотное и ответственное, прежде всего из-за особенностей питания. В своей маленькой квартире Катя Матвеева содержит четверых ушастых ежей. На полках рядом с книгами стоят пластиковые контейнеры с живыми мадагаскарскими и мраморными тараканами, сверчками и голышатами – новорожденными живыми детенышами крыс: живая «добыча» – изысканное лакомство для домашнего ежа. «Если приложить усилия, – говорит Катя, – ежонка можно научить отзываться на постукивание или даже кличку». Хотя, конечно, дрессировка и обучение ежей – трудоемкое занятие, ведь ежи относятся к самым примитивным млекопитающим. Да, слух, как показали опыты, начатые еще четыре десятка лет назад, у них фантастический, но мозг устроен крайне просто. Впервые американский палеонтолог Роберт Кэрролл отметил, что оба полушария мозга ежей – лисэнцефалические – то есть абсолютно гладкие и настолько маленькие, что даже не перекрывают мозжечок. И все-таки примитивное устройство мозга не делает ежей менее привлекательными и любимыми питомцами. «Ежики – это болезнь, – уверена Катя. – Если ты завел у себя ежа, ты захочешь завести и второго, и третьего».