Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Жизнь планеты

Установлены причина и формула резкого запаха козлов

04 марта 2014
/upload/iblock/1f0/1f0d4ac122ba927a4848799f8ff819c0.jpg
Автор фото: AJ-2319.
/upload/iblock/871/8717794b98616878f15d296460876848.jpg
Автор фото: sandyseek.
Японские ученые провели исследование запаха, выделяемого козлами. Им удалось установить, что специфический феромон с кислым запахом (4-этилоктанал) влияет на репродуктивную систему коз.
Более того, 4-этилоктанал не просто делает самцов привлекательнее в ограниченный отрезок времени: он запускает «долгоиграющий» механизм, необходимый козам для овуляции и воспроизводства. Ранее ученые знали, что у коз, а также у овец, самцы каким-то образом влияют на репродуктивный цикл самок, но не было точно известно, как. Кроме того, предполагалось, что феромоны содержатся в моче животных, тогда как последние опыты показали, что специфический запах исходит от шерсти козлов. При этом больше всего феромонов выделяется на голове. Обонятельные системы различных видов животных по-разному реагируют на один и тот же запах. Так, свиньи выделяют феромон, способный отпугивать собак и не влияющий больше ни на кого другого. Ученые отмечают, что представители мира фауны – от насекомых до приматов – выделяют тысячи различных феромонов, но изучено к настоящему времени лишь несколько десятков. Результаты исследования могут быть полезны при изучении полового поведения людей – у человека также имеются соответствующие феромоны.