National Geographic №194, ноябрь 2019

В 2028 году Россия отправит космонавтов на Луну

09 декабря 2014
/upload/iblock/3c6/3c6ab5110116bbfcf0f970245ce8c6f2.jpg
Фото: NASA.
В рамках российской долгосрочной программы освоения дальнего космоса на 2028 год запланирован первый пилотируемый полет на Луну.
К настоящему времени уже завершена разработка технического проекта перспективной пилотируемой транспортной системы, а к летным испытаниям пилотируемого транспортного корабля нового поколения (ПТК-НП) на околоземной орбите ракетно-космическая корпорация «Энергия» планирует приступить в 2024 году. Также будет проведена подготовительная лунная программа совместной отработки пилотируемых и автоматических средств на околоземной орбите с использованием возможностей МКС. Сама программа освоения Луны пройдет в три этапа. Сначала будет проводиться изучение предполагаемого места посадки - окрестностей Южного полюса Луны - автоматическими аппаратами. В ходе этого этапа будут изучены физические условия на Южном полюсе нашего спутника и доставлен на Землю полярный лунный грунт (реголит). Это позволит выяснить его состав и физико-химические свойства, а также выбрать наиболее перспективный район для будущего развертывания лунной базы и полигона. Первый пилотируемый полет ПТК-НП к Луне запланирован на 2028 год. Члены космического экипажа будут взаимодействовать с автоматическими аппаратами на орбите и на поверхности Луны. А третий этап освоения Луны должен начаться после 2030 года. В него входят пилотируемые экспедиции на поверхность Луны, развертывание там первых элементов лунной космической инфраструктуры – в том числе, создание Российского лунного полигона. В составлении программы участвовали специалисты Роскосмоса, «Росатома», Института космических исследований РАН, Курчатовского института и ЦНИИмаша. На реализацию лунной программы только на период с 2014 до 2025 года разработчики запросили у правительства 2 триллиона рублей. При этом ежегодные расходы в этот период варьируются от 16 млрд до 320 млрд рублей. Самыми важными в реализации лунной программы должны стать 2030-2032 годы - период начала высадки космонавтов на поверхность Луны и начала постройки лунной орбитальной станции. Авторы проекта подчеркивают, что на разработку необходимой для лунной программы космической техники пойдет лишь 10% средств. Основные деньги будут потрачены на эксплуатацию и поддержание работоспособности космической техники.