National Geographic №195, декабрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Жизнь планеты

В Австралии найдена гигантская цепь вулканов

16 сентября 2015
/upload/iblock/3a2/3a27d275ea3597935ca4a290971bbdfa.jpg
Фото: Drew Whitehouse/NCI National Facility VizLab
/upload/iblock/1fd/1fdc86ccba255c1ce3752f46a8edbc1a.jpg
Гора Нат в Тасмании
Фото: Taspictures/Wikipedia
/upload/iblock/47c/47c90b0bacfc7dfd51086deea8be92be.jpg
Гора Элефант в штате Виктория
Фото: Ivor Coster/Wikipedia
Сейчас в Австралии нет действующих вулканов, но в прошлом извержения здесь не были редкостью. С севера на юг материк пронизан рекордно длинной цепью вулканов возрастом до 33 миллионов лет: такое открытие совершили местные геологи.
На востоке Австралии найдена самая длинная цепь вулканов среди континентальных. Она протянулась на две тысячи километров: от Хиллсборо на севере (недалеко от Большого Барьерного рифа) до Тасмании на юге. Исследование проводили специалисты из Австралийского национального университета, его результаты опубликованы в журнале Nature. Регионы со следами вулканической активности (от лавовых полей до залежей лейцитита) в изобилии встречаются на востоке Австралии, однако их отделяют друг от друга сотни километров. Геолог Родри Дэвис (Rhodri Davies) предположил, что у этих очагов есть общий источник. Согласно гипотезе, это должен быть магматический плюм (быстрый поток магмы внутри верхних слоев мантии), плавивший земную кору по мере того, как австралийская плита сдвигалась к северу. В рамках исследования Дэвис и его коллеги с помощью радиоактивных изотопов аргона устанавливали, когда вулканическая активность происходила в каждом из районов восточной Австралии, сообщает Lenta.ru. В результате был найден один глубинный источник энергии - горячая точка, связанная с мантийным плюмом. Нашлось и объяснение больших расстояний между очагами, лежащими на поверхности. Чаще всего вулканы образуются на границах тектонических плит – там, где горячая магма выходит наружу через трещины в земле. Но в случае Австралии в большинстве мест литосфера была слишком плотной, что не позволяло магме просочиться. Новооткрытая цепь вулканов, образовавшаяся в промежутке между 9 и 33 миллионами лет назад, была названа грядой Косгроува. Прочтите о подводных вулканах, обнаруженных недавно у восточного побережья Австралии; посмотрите репортаж из недр активных вулканов.