National Geographic №194, ноябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Жизнь планеты

В чилийской пустыне построят по-настоящему гигантский телескоп

10 декабря 2014
/upload/iblock/e10/e10848748943727d7971203653699848.jpg
Изображение: ESO/L. Calçada.
/upload/iblock/8a8/8a874b910e88d925cbbf80bad3e4f31f.jpg
Изображение: ESO/L. Calçada.
В чилийской пустыне Атакама, на вершине горы Сьерро-Армазонес, начинается строительство крупнейшего в мире телескопа. Ожидается, что он обеспечит серьезный прорыв в исследованиях Вселенной.
Планы по созданию Европейского чрезвычайно большого телескопа (European Extremely Large Telescope, E-ELT) обсуждаются уже давно. Проект этого мощнейшего научного инструмента был утвержден в июне 2012 года, а затем на повестку дня встали вопросы, связанные с его финансированием. К весне 2014 года часть задач удалось решить, и началась подготовка к основной стройке. 20 июня года была взорвана вершина скалы в том месте, где должна быть башня телескопа: тем самым создается опора под многотонный инструмент. Несмотря на то что подготовительные работы ведутся достаточно активно (прокладывается дорога, готовятся траншеи для труб и кабелей и так далее), окончательного решения о начале строительства телескопа до недавних пор так и не было. Это историческое событие произошло лишь на днях: руководство Европейской Южной обсерватории (European Southern Observatory, ESO) взяло ответственность за реализацию проекта на себя. Непосредственно возведение объекта начнется во второй половине 2015 года. Европейский чрезвычайно большой телескоп – собирательное название астрономической обсерватории, главным инструментом которой станет телескоп с сегментным зеркалом диаметром в 39,3 м, состоящим из 798 шестиугольных сегментов диаметром 1,4 метра и толщиной 50 мм. Зеркало позволит собирать в 15 раз больше света, чем любой из существующих на сегодняшний день астрономических инструментов. Телескоп будет оснащен уникальной адаптивной оптической системой из 5 зеркал, способной компенсировать турбулентность земной атмосферы и получать изображения с большей степенью детализации, чем орбитальный телескоп «Хаббл». Ввод нового объекта в строй намечен на 2024 год, и его возможности позволят производить новые открытия в самых различных областях и масштабах: начиная от изучения структуры Вселенной и заканчивая поиском небольших экзопланет, вращающихся вокруг далеких звезд. Пустыня Атакама, где будет возведен телескоп, известна ясным ночным небом и сухим воздухом. Здесь в течение многих лет ведутся астрономические наблюдения. E-ELT строится на расстоянии 36 километров от уже существующего Очень большого телескопа (Very Large Telescope) - комплекса из четырех отдельных 8,2-метровых оптических телескопов. Чрезвычайно большой телескоп – не единственный амбициозный проект мирового научного сообщества. Однако и существующие в настоящее время, и планируемые к постройке телескопы уступают E-ELT по размерам и мощностям. Так, в чилийской обсерватории Лас-Кампанас в 2021 году должен начать свою работу Гигантский Магелланов телескоп (Giant Magellan Telescope); его рабочая поверхность, состоящая из семи основных зеркал шириной 8,4 м, достигает в ширину 24 м. А Тридцатиметровый телескоп (Thirty Meter Telescope) на Гавайях будет введен в строй в 2022 году. Рекордсменом из числа существующих является Большой бинокулярный телескоп (Large Binocular Telescope), работающий с 2005 года на горе Грэхэм (США, штат Аризона). Это крупнейший в мире телескоп с цельным зеркалом (8,4 м). В Евразии самый большой телескоп находится на территории России, в горах Северного Кавказа. БТА (Большой Телескоп Альт-Азимутальный) работает с 1976 года; с диаметром главного зеркала 6 м он долго был крупнейшим телескопом в мире.