Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Жизнь планеты

В древнем янтаре обнаружен галлюциногенный гриб

Наталья Иншакова
11 февраля 2015
/upload/iblock/144/1440c8dc0769c913a14026b9e5d3b88f.jpg
Спорынья, паразитирующая на пшенице. Фото: International Maize and Wheat Improvement Center.
Кусок янтаря, обнаруженный учеными на раскопках в Малайзии, хранит фрагмент спорыньи – ядовитого гриба, вызывающего расстройства психики. По мнению исследователей, динозавры с удовольствием его поедали.
Хоерг Вундерлих, немецкий палеонтолог, недавно обнаружил во время раскопок удивительный янтарь, заключивший в себе колосок первобытного растения, а на нем – отлично сохранившуюся спорынью. Этот гриб паразитирует на злаках и вызывает у людей, употребивших хлеб из пораженного зерна, сильнейший токсикоз и галлюцинации. В Средние века отравление спорыньей называлось «Антониевым огнем» и в урожайные сезоны приобретало масштаб настоящего бедствия. В 20-м веке из производных лизергиновой кислоты, содержащейся в спорынье, был получен препарат ЛСД. Янтарь был передан для исследования в Орегонский государственный университет. Команду ученых возглавил профессор зоологии Джорж Поинар, по мнению которого находка заслуживает особого внимания. Возраст янтаря насчитывает более 100 миллионов лет, а значит, первые травы и злаки появились еще в меловом периоде, когда планету населяли динозавры. По мнению Поинара, зауроподы – растительноядные гиганты – однозначно питались этими травами и не пренебрегали галлюциногенными грибами. Это открытие также проливает свет на историю спорыньи. Ранее считалось, что она появилась в Южной Америке, а затем попала в Европу и Африку, но теперь можно с уверенностью сказать, что в Старом свете уже 100 миллионов лет назад существовали эти грибы. Удивительно и то, что древняя спорынья, заключенная в крошечном (12 на 5 мм) янтаре, практически неотличима от современной.