Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
Экспедиция «9 легенд Русского Севера»
Жизнь планеты

Воздвиженское: пристанище Русского Севера в Подмосковье

Текст и фото: Юлия Невская
29 октября 2020
073A4522.JPG
Курная изба, построенная в конце 19 века в Архангельской области. Привезена и отреставрирована в Подмосковье. Фото сделано до реконструкции двора избы. Гончарная мастерская, построенная недавно с соблюдением старинной технологии деревянного зодчества.
Недалеко от Москвы, в 50 км по Ярославскому шоссе, уже больше десяти лет есть территория Русского Севера. Люди здесь регулярно собираются вместе, обучаются ремеслам и воссоздают традиционный быт. Сами они это место называют по-разному: «музей живой северной архаики», «плотницкий двор "Новое старое"» или просто «Воздвиженское» — по названию села.

Любовь к Русскому Северу — в некоторой степени наш национальный феномен. Хотя если смотреть шире, то у скандинавов даже есть специальное слово для этого чувства: «norrstrang», которое дословно переводится как «жажда севера». Так что не будем присваивать эту иррациональную тягу своей национальной специфике, но суть вопроса от этого не изменится.

Есть категория людей, у которой с этой территорией устанавливается особенная связь. И после «инициации» человеку необходимо бывать на северной земле; чем чаще, тем лучше. Земля эта – не только природный ландшафт, а объекты архитектуры, культуры и быта, особенности менталитета, свойственные местному населению и какое-то ощущение на кончиках пальцев. Можно ли все это собрать воедино и взять с собой? Оказалось, что да.

073A4007_1.JPG
Рисунок курной избы, сделанный до реконструкции двора избы. Сделан Александром Лепешкиным, одним из реставраторов артели.
073A3440.JPG
Курная изба после реконструкции двора, сделанной на средства фонда Президентских грантов.

Воздвиженское — это утопия, которую действительно получилось создать. Она видимая и осязаемая, определяется на картах, имеет свой сайт и существует уже больше двенадцати лет. Подобное место появилось поблизости от Москвы только потому, что оно необходимо тем людям, которые испытывают потребность постоянно прикасаться к Северу и быть на связи с людьми, разделяющими их ценности.

Действительно, получается, что кусок земли вместе со всем его наполнением можно упаковать и забрать с собой. Но для того, чтобы он «ожил» на новом месте, там должны происходить процессы, свойственные этой территории изначально. Иными словами, там должны быть соответствующие объекты архитектуры, культуры, быта. И верные люди.

Как все начиналось

Все началось с того, что основатель и руководитель Воздвиженского Дмитрий Александрович Соколов перевез из Каргопольского района Архангельской области старинную курную избу. Соколо — профессиональный реставратор деревянного зодчества, посвятивший всю свою жизнь спасению архитектуры Русского Севера. Каргопольскую избу в ближайшую зиму должны были распилить на дрова, поэтому он выкупил ее по цене дров и перевез в Подмосковье в 2008 году. Реставрировали ее уже здесь на месте. Сам Дмитрий Соколов говорил с усмешкой: «Ну а как ещё показать москвичам север?»

Со временем вокруг Соколова стала собираться артель плотников-реставраторов и волонтеры, которые хотели освоить ремесло и поучаствовать в общем деле. Основной задачей было создание музея живой северной архаики — места, где люди смогут посмотреть на старинный быт, обучиться ремеслам и окунуться в особенную атмосферу. С осени до весны такие работы идут в Воздвиженском, а в летний сезон желающие вместе ездят на реставрации.

073A4270.JPG
Соколов Дмитрий Александрович, основатель и руководитель проекта. Кадр сделан внутри малой северной избы.
073A1527.JPG
Малая северная изба, построенная в 90-e годы XX века.
073A4024.JPG
Реставрационные курсы в Воздвиженском. В рамках курса реставрируют амбар, привезенный из республики Коми.

В этом году Воздвиженскому исполнилось 12 лет. В апреле Дмитрия Александровича не стало, но дело его живёт. Людей, которых от собрал вокруг себя в реставрационной среде, называют «птенцы гнезда Соколова». Они продолжили трудиться и в музее живой архаики, и на Севере.

«Мы делаем абсолютно реальное, надежное и простое дело. Мы живем простой идеей», — говорил Соколов. «Назначение человека в продолжении рода, но не только в физическом смысле. Главное – это понимание прошлого со всеми его ценностями, сохранение их в себе и передача дальше. Прошлое — это единственное, что у нас на самом деле есть. Настоящее — это только мгновение между прошлым и будущим».

Объекты и планы

Курная изба стала первым объектом Воздвиженского. Она является уникальным памятником архитектуры, таких строений осталось очень мало. На территории центральной части России эта изба — единственная. Название «курная» пошло от особой системы отопления, которая позволяла сохранять больше тепла в холодное время года и была широко распространена на Русском севере. Дым из печи выводился не наружу через трубу, он выходил в жилое помещение под потолок, а оттуда на улицу через волоковые окна. При этом конструкция была продумана таким образом, что люди внутри помещения могли свободно дышать. В курных избах высокие потолки, и дым выходит из печи выше роста человека.

Изба сохранилась не полностью. К тому моменту, как Соколов ее выкупил, двор был уже разрушен, осталась только жилая часть. Осенью 2019 года Воздвиженское получило Президентский грант в номинации «Сохранение культурного наследия» на реконструкцию этого двора в исконном виде по традиционной технологии. Сейчас идут финальные работы, в этот двор перенесут мастерские из основной части избы. А саму курную избу можно будет полноценно использовать как музей.

073A4527.JPG
Часовня, построенная мастерами артели для местного храма в селе Воздвиженское. Она построена по традиционной технологии северного деревянного зодчества. Часовня используется по назначению.
073A7291.JPG
Реконструкция двора курной избы. Июнь 2020 года.
073A6276.JPG
Обсуждение плана постройки кузницы.
073A3253.JPG
Кузница на этапе финальных работ. Дети мастеров, волонтеров и гостей, которые приезжают в Воздвиженское.

Понятие «музей живой северной архаики» предполагает, что здесь полностью воссоздадут быт и атмосферу Русского Севера. Но это будут не витрины с неприкосновенными экспонатами, а доступная для людей среда. Сейчас в избе находятся мастерские, но при этом здесь уже проводятся лекции, мастер-классы и отмечаются праздники за большим столом.

В августе была первая попытка создать традиционную глинобитную печь. К сожалению, инструкции в таком деле не существует — это одно из тех умений, которое передавалось от человека к человеку. Носителей такого знания теперь сложно найти. Поэтому мастера делали печь, основываясь на обрывках материалов из исторических книг, старых фотографиях и банальной логике. В ближайшее время печь начнут использовать.

В Воздвиженском есть ещё несколько привезенных с севера объектов. Один из них — малая изба с множеством декоративных резных элементов. Она относительно новая, была построена в Архангельской области в 90-е годы прошлого столетия. Ее мастера используют для хозяйственных нужд. На первом этаже готовят еду и собираются за одним столом в обычные дни. На втором остаются переночевать при необходимости.  

073A4881.JPG
В Воздвиженском люди не только вместе работают, но и отдыхают, отмечают праздники. Застолье в день зимнего солнцестояния в курной избе.
073A1004.JPG
Малая северная изба.
073A0888.JPG
Проект указателя, который планируют поставить на дороге около поворота на плотницкий двор.
073A0738.JPG
Реставрация амбара, привезенного из республики Коми.

Другой объект — амбар, его привезли из республики Коми в 2018 году и сейчас заканчивают реставрацию строения. По словам хозяйки, у которой его выкупили, он был построен в конце XIX-начале 20 века. Скоро его начнут использовать по назначению — хранить в нем вещи и запасы продуктов.

Еще несколько объектов сделаны по традиционной технологии уже на месте. Гончарная мастерская, баня «по-чёрному», часовня для местного храма, кузница. Все они уже полностью готовы и используются, только кузница пока находится на финальном этапе работ.

073A0906.JPG
Замочная скважина часовни, которую построили мастера артели для местного храма в селе Воздвиженское. Часовня построена около 10 лет назад по старинной технологии.
073A3456.JPG
Мастер-класс по традиционному гончарному мастерству.

Увидимся в Воздвиженском в субботу

Официальный день сбора в Воздвиженском — суббота, но и в другие дни там обязательно есть кто-то из мастеров и волонтеров. Всегда можно приехать, чтобы просто посмотреть на все своими глазами, как-то посильно поучаствовать или начать обучаться ремеслу. Сейчас уже проходят плотницкие и реставрационные курсы, к которым скоро добавится обучение гончарному мастерству и кузнечному делу.

Здесь собираются люди совершенно разного возраста, профессий и уровня достатка. Их объединяет желание работать руками, тяга к Северу и его атмосфере, необходимость в ощущении братства. В Воздвиженском действует очень простой принцип: неважно, кто ты и откуда пришел, если ты готов с уважением относиться к другим и чувствуешь необходимость быть здесь, дело найдётся.

073A6847.JPG
Столярная мастерская в курной избе. Плотники-реставраторы обсуждают рабочие моменты.
073A9570.JPG
Изготовление глинобитной печи в курной избе, август 2020 года. До этого в избе стояла современная печь. В ближайшее время планируется полностью воссоздать старинный интерьер избы.
073A3168.JPG
Мастер-класс по изготовлению поморских козулей на осеннем празднике в Воздвиженском, сентябрь 2020.
073A0687.JPG
Андрей, плотник-реставратор, который около 5 лет назад пришел волонтером в артель. Андрей пьет чай в малой северной избе.

«Я пришел сюда на плотницкие курсы, потому что хотел освоить навык работы с деревом, а в итоге получил ещё и интерес к сфере реставрации и определенной самобытности: как раньше жили люди, как они видели мир и себя относительно этого мира», — рассказывает Алексей Напалков, инженер-электрик из Москвы. Он попал в Воздвиженское в 2017 году и с тех пор принимает активное участие во всей работе, в том числе в реставрации объектов на Севере.

История Алексея не уникальная. Кто-то с Соколовым был с самого начала, но в основном все пришли позже в поисках чего-то большего, им было мало просто жить и работать в большом городе, хотелось ощущения созидания и осмысленности происходящего. И то, и другое они нашли здесь.

«Большинство живут ради себя и для себя. Я тоже большую часть жизни и большую часть года живу так. Но Воздвиженское и реставрационные сезоны — это попытка оставить след и сделать что-то полезное для общества, для истории, для своей культуры. Мы все здесь сходимся на том, что есть у нас одно общее чувство, которое просто не возможно сформулировать словами», — говорит Владимир Быстров, офисный работник из столицы.

073A0708.JPG
Александр в процессе обучения плотницкому делу на курсах, которые проходят в артели.
073A3521.JPG
Первые попытки протопить новую глинобитную печь в курной избе.
073A0061.JPG
Резчик по дереву Александр Ладонин на крыльце малой северной избы.

Это чувство и становится тем материалом, который прочно скрепляет людей и вдохновляет их вместе заниматься тяжелым физическим трудом, проводить свои выходные и отпуска не так, как другие. Кого-то это чувство вдохновило на то, чтобы радикально поменять жизнь и стать профессиональным плотником-реставратором или даже переехать жить на север. По сути, все эти люди говорят одно и то же: в этом деле, в этом месте, которое является островком Русского Севера в тысяче километров от его основной территории, они чувствуют настоящую жизнь. А от ощущения настоящей жизни и своего места отказаться очень сложно.

рекомендации
Ноутбук, компьютер

На что способен ASUS Zenbook Flip S? Рассказывает фотограф Иван Куринной

Звезда

Дом у ручья: уникальный памятник деревянного зодчества в Угличе

Фотоаппарат generic icon

Выходные в Рязанской области: куда пойти и чем заняться

Вопросительный знак, вопрос

Безопасно ли оставаться дома? Устраиваем детокс для своей квартиры