Журнал №189, июнь 2019
/upload/iblock/cb2/cb22b7032b6c222e040cf082a64bceba.jpg
/upload/iblock/ccc/ccc0384bf6f549896bbddccdbf120039.jpg
/upload/iblock/dfe/dfe36ec9cdfb6352979965da9ae41cdb.jpg
Фото: NASA
Рассмотрев природу супервспышек солнцеподобных звезд, астрофизики разработали аналогичную модель для нашего Солнца. Если это произойдет, от человечества на Земле не останется и следа.
Научную работу проделала группа специалистов из Дании, Бельгии, Китая и Италии; ее результаты опубликованы в журнале Nature Communications. Как поясняют ученые, Земля постоянно подвергается «бомбардировке» со стороны Солнца: при столкновении энергичных частиц плазменного слоя с верхней атмосферой происходит возбуждение входящих в ее состав атомов и молекул газов. Результат этого процесса мы видим как полярное сияние. В числе мощнейших за всю историю наблюдений – геомагнитная буря 1859 года, ставшая следствием рекордно высокой солнечной активности. С 28 августа по 2 сентября на Солнце наблюдались многочисленные пятна и вспышки; наибольшая произошла 1 сентября. Она вызвала крупный корональный выброс массы, который устремился к Земле и достиг ее через 18 часов (обычно это расстояние проходится выбросом за 3–4 дня). Сильнейшая геомагнитная буря привела к отказу телеграфных систем в Европе и Северной Америке, а полярные сияния наблюдались по всему миру, включая Карибы. О еще одной сверхмощной вспышке на Солнце, произошедшей в 774 году, ученые узнали, определив количество радиоактивного углерода-14 в годичных кольцах японских кедров. Оказалось, что на Солнце тогда выделилось около 200 йоттоджоулей (2×10 в 26 степени) энергии. Таким образом, эта вспышка оказалась в 20 раз мощнее геомагнитной бури 1859 года. Солнечный шторм такого порядка сегодня привел бы к техногическому коллапсу на Земле. Помимо остановки работы всей электроники на поверхности планеты и околоземных спутниках, еще одним последствием подобного катаклизма стало бы истончение озонового слоя. И хотя при этих и подобных мощных вспышках Солнце выбрасывает в окружающее пространство огромное количество энергии – это не идет ни в какое сравнение с деятельностью других звезд: мощность их вспышек превышает солнечные в десятки тысяч раз. Астрофизики изучили активность 5648 солнцеподобных небесных тел. Супервспышки были зарегистрированы у 48 из этого числа, при этом 10% звезд имеют магнитное поле, практически идентичное солнечному. Это позволяет допустить, что вспышки на Солнце и супервспышки на других звездах имеют одну и ту же природу. Таким образом, нельзя исключать того, что Солнце, подобно своим небесным «собратьям», однажды выпустит рекордно гигантское количество энергии, способное уничтожить на Земле все живое. Смотрите видео еще одной гигантской вспышки на Солнце.