Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Жизнь планеты

Выпущена книга о путешествии к восьми полюсам Земли

03 февраля 2015
Московским издательством Paulsen выпущена книга об уникальном «путешествии в мир холода»: о покорении шведом Фредериком Паулсеном всех восьми полюсов нашей планеты. На это ему потребовалось 13 лет.
В каждом полушарии – по четыре полюса. Наиболее известны географические: Северный и Южный – места, в которых сходятся меридианы. Это условные точки, в которых ось вращения Земли пересекает ее поверхность. Одна располагается посреди Полярного плато Антарктиды, а вторая – в центральной части Северного Ледовитого океана. Но географы официально признают полюсами еще шесть точек.

Магнитные полюсы – условные отметки, в которых магнитное поле Земли направлено строго под углом 90 градусов к поверхности. Одна из этих точек находится в Северном Ледовитом, другая – в Южном океане. Они постоянно смещаются, и, в отличие от географических полюсов, не противоположны друг другу, поскольку магнитное поле нашей планеты асимметрично.

В каждом полушарии, помимо географического и магнитного полюса, также есть геомагнитный полюс и полюс относительной недоступности. Достижение каждого из них – настоящее приключение. Известный полярный исследователь, член Попечительского совета Русского географического общества, Почетный консул Российской Федерации в Лозанне, бизнесмен и меценат, гражданин Швеции Фредерик Паулсен стал первым в мире человеком, которому удалось посетить все восемь полюсов. Паулсен побывал не только на самих полюсах, но и на канадском и российском Крайнем Севере, на французских, российских и американских полярных станциях, на дне Северного Ледовитого Океана и подо льдом Антарктиды.

Коллекционирование полюсов – длительное и непростое занятие; в общей сложности проект занял 13 лет. При этом даже путешествие на Северный полюс, куда в наши дни возят обычных туристов, у Паулсена вышло уникальным: исследователь вместе с полярниками Артуром Чилингаровым и Анатолием Сагалевичем погружался на дно океана, на глубину 4261 м – к истинному полюсу, а не к его проекции на дрейфующие льды. Особенно сложно было добраться к полюсам относительной недоступности (отсюда и их название). Так, маленькому самолету не хватит горючего на полет туда и обратно, а большой не сможет там приземлиться. Магнитные же полюса и вовсе блуждают, так что Северный магнитный полюс Паулсену удалось «поймать» не с первого раза.

Обо всех этих удивительных событиях Шарль Бюффе и Тьерри Мейер написали книгу «8 полюсов Фредерка Паулсена. Путешествие в мир холода». В ней 320 страниц и 190 иллюстраций. Это издание не только о Паулсене и его единомышленниках: книга рассказывает о полярниках-первооткрывателях, об истории исследования полюсов и приводит любопытные и малоизвестные факты о самих полюсах. По большому счету, это - своего рода популярная энциклопедия Арктики и Антарктики. Однако ключевое ее отличие от научно-популярных работ в том, что она стремится в первую очередь увлечь читателя полярной темой; с другой стороны, наряду со именами знаменитых первооткрывателей, она освещает и достижения путешественников, незаслуженно забытых.

Книга практически одновременно вышла на русском, французском и английском языках. Для отечественного читателя она представляет особый интерес: значительное место в ней отведено достижениям российских ученых и бесстрашию наших полярников. Налицо и особая симпатия Фредерика Паулсена к России: даже предисловие к книге написал старинный друг и соратник шведа по полярным экспедициям - Артур Чилингаров.