Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Текст: Екатерина Кудашкина
05 сентября 2011
/upload/iblock/de9/de95bf4332cf15b9c09418f3dc0f70e5.jpg
Июль 2006 года, регата «Кубок Волги» на Горьковском водохранилище под Нижним Новгородом.
Фото: Андрей Каменев
/upload/iblock/042/04255c3f85748e969ad0e585006c7171.jpg
Сборка моторной яхты по частному заказу на Московском судостроительном заводе.
Фото: ИТАР-ТАСС
/upload/iblock/eae/eaefedad4c80150f36aed48ffa438ce5.jpg
У хорватских берегов море относительно спокойное, и семейный экипаж капитана Михаила Савельева может наслаждаться безмятежным отдыхом на борту яхты.
Фото: Юлия Савельева
/upload/iblock/49d/49d2b8a8993d8612606f032cfcf49b12.jpg
Парусник – это не только красавец, бороздящий моря и океаны, но и уютная речная лодка, которую можно держать на ближайшем водохранилище.
Фото: Николай Чернов
/upload/iblock/806/806fc681d63c3e04db3fa90b3b1452d9.jpg
Участники международной регаты «Паруса белых ночей» в Санкт-Петербурге имеют возможность любоваться прекрасными видами, которые открываются с питерских рек.
Фото: Photoxpress
/upload/iblock/6e4/6e4c8ee8a89a1b8fdbd4c648a8dc3074.jpg
Моторная яхта вроде тех, которые были представлены на международной выставке «Катера и яхты»/MIBS-2007, – это скорее роскошь, чем средство передвижения.
Фото: Кирилл Самурский
Однажды ступив на борт яхты, в особенности парусной, человек навсегда заряжается духом свободы.
Яхта диктует стиль жизни – и неважно, рассекает ли человек воды Карибского моря на сияющей моторной яхте стоимостью в миллионы долларов или отрабатывает повороты на парусной лодке студенческого яхт-клуба на подмосковном водохранилище. Жизненная философия этих людей во многом схожа. Было время, когда яхта считалась недостижимой мечтой, но в последние годы число тех, кто всерьез увлекся яхтингом, значительно выросло. «Я “заболел” после того, как поплавал на маленькой парусной лодке по Пироговскому водохранилищу, – рассказывает Михаил Савельев, теперь уже яхтенный капитан. – Было это в августе 2002 года. К тому времени я успел поездить по свету и многое повидать. Но свое первое ощущение от плавания под парусом я не забуду никогда. Через месяц после того плавания один приятель, Алексей Кульчинский, мой “яхтенный папа”, пригласил меня на свою яхту, которую держал в Турции».
Впервые попав в марину, я понял, что это абсолютно иной мир. Здесь все люди равны просто потому, что они пришли с моря.
Когда все было готово к выходу в море, Кульчинский задал казалось бы простой вопрос, которым сразил начинающего яхтсмена буквально наповал. «Куда идем?» – спросил он. «В каком смысле?» – удивился Савельев. «Ну смотри, – отвечал капитан. – Можем пойти на юг, и тогда через три дня будем в Александрии. Там берем машины, едем в Каир, потом смотрим на пирамиды, катаемся на фелюках, потом покупаем колбасу, которой в Турции нет, и возвращаемся». «Да!» – с жаром ответил гость. «Погоди, – сказал капитан, – есть еще один вариант: мы можем пойти на восток, там Северный Кипр, вино, история – крестоносцы, Ричард Львиное Сердце и все прочее. А можно пойти на Запад, там Родос, Греция... А еще – можно пойти вообще вдоль турецкого побережья, там каждая бухта не похожа на соседние»... «И тогда я понял, – говорит Савельев. – Яхта – это свобода! Более того, она вполне доступна – стоит лишь протянуть руку». В Европе парус всегда считался уделом аристократов и миллионеров. В середине прошлого века состоятельная публика начала осваивать путешествия на моторных яхтах, а в СССР в те же годы процветал парусный спорт – но сказать, что яхты были массовым увлечением, нельзя. Однако в 1970-е годы произошла революция: если прежде корпуса парусных яхт изготавливались из дерева, то теперь их стали делать из пластика. Затем концерн Bavaria поставил производство яхт на конвейер. Благодаря новым технологиям яхты становятся относительно недорогими, а благодаря новым материалам – практически вечными. Люди стали пересаживаться на парусники. В результате сегодня парусный спорт в Европе стал вполне доступным увлечением среднего класса. Россия идет по тому же пути. «Сейчас у нас засилье “моторов”, – говорит Савельев. – Завороженные большими мощностями, все накупили моторных яхт». Но постепенно психология меняется, люди начинают приобретать парусные яхты и становятся адептами этого вида отдыха. «По сравнению с моторной яхтой, парус – это принципиально иное ощущение жизни, – продолжает Михаил. – Во-первых, разница в скорости. Моторный катер – по сути тот же автомобиль, только на воде. А яхта ходит медленно, ты встаешь, выходишь на палубу, и у тебя есть возможность оглядеться вокруг». Второе принципиальное отличие, по словам Михаила, – корпус. Корпус яхты спроектирован таким образом, что по сравнению с другими судами он оказывается одним из самых безопасных, и благодаря конструктивным особенностям на парусной яхте гораздо меньше укачивает. На паруснике достаточно повернуть штурвал на 180 градусов, чтобы проделать путь от экстрима до блаженства. «Любую яхту можно поставить в гоночный бейдевинд (самый быстрый курс под углом против ветра. – Прим. ред.) и получить двадцать узлов, ветер в лицо, волну и соленые брызги, – рассказывает Савельев. – И при этом буквально за мгновение можно поставить ее в полный бакштаг (самый медленный курс, по ветру. – Прим. ред.), и тогда все принципиально изменится – будет жара и не будет ветра. Когда яхта идет по ветру, он не ощущается – хоть закуривай». Когда яхта не ходит в море, она стоит в марине – платной стоянке в закрытой акватории с душевыми, туалетами, магазинами, кафе и ресторанами. К каждому месту стоянки подведена пресная вода, а также электричество для зарядки аккумуляторов. Во многих маринах есть сервисные и ремонтные службы. В самых крупных маринах открывают даже детские сады и школы. В отличие от яхт-клубов, представляющих собой закрытые сообщества владельцев яхт, куда посторонние попадают только по приглашению членов клуба, в марину может зайти каждый, кто хочет поставить туда лодку или взять яхту в чартер. Есть люди, которые просто живут на своих лодках, перебираясь из марины в марину, путешествуя по всему свету, – правда, россиян среди них пока что нет. Тут, впрочем, следует понимать, что жизнь на лодке – не для всех, предупреждает американский яхтсмен и дизайнер Том Макнафтон. Том с женой Наннет и их дочкой прожили на небольшой яхте Charis семнадцать лет. «Когда живешь на лодке, приходится постоянно ограничивать свои потребности и желания», – рассказывают они. И возникает вопрос: тогда зачем все это? Том и Наннет отвечают так: «Жить на лодке стоит, чтобы почувствовать природу и свое место в ней». «Впервые попав в марину, я понял, что это абсолютно иной мир, – рассказывает Савельев. – Здесь все люди равны просто потому, что они пришли с моря». В парусном сообществе человека ценят не за размеры лодки, а за то, как он к ней относится, как он ею управляет и какой у него опыт. Вообще, среди всех, кто имеет отношение к парусу, существует некая вселенская солидарность парусного братства. «Без сомнения, парус и вода объединяют самых разных людей в гигантское сообщество, – соглашается Даунинг Найтингейл, владелец марины Lambs Yacht Center в американском штате Флорида. – А неписаный кодекс поведения в маринах и на яхтах один для всех». Главный принцип этого кодекса – взаимная поддержка. Любому попавшему в беду обязательно оказывается помощь. «Когда у тебя падает грот, то вся марина, независимо от того, кто ты есть, бежит тебе помогать, – рассказывает Савельев. – Потому что так принято». Другое непременное требование – неприкосновенность частной жизни, уважительное и бережное отношение ко всем обитателям марины, к их яхтам, к их собственности и причалам. Если надо пришвартоваться к борту другой яхты, а тем более ступить на палубу чужой лодки, всегда сначала спрашивают разрешения. Впрочем, уважительное отношение к правилам вообще свойственно людям, знающим, что такое опасность, и привыкшим бороться – прежде всего с собой. «Я не рассказывал, как однажды плакал на яхте? – спрашивает Савельев. – А ведь мне тогда было уже тридцать с лишним». Во время гонки из Турции в Израиль яхта его команды попала в грозу. Молнии били в воду, а из воды к грозовым тучам поднимались смерчи. Савельев с напарником стояли на вахте. «Я просто сидел и плакал, потому что нужно было идти в эту грозу, и я понимал, что ничего не могу сделать. Я крыл себя матом – зачем я в это полез, сидел бы дома... А потом я понял, что выбора у меня нет – сдаваться нельзя, значит, надо бороться». Спортивный яхтинг – это, в первую очередь, участие в гонках. Парусных регат существует бесчисленное множество. Вершина гоночного мастерства – международная регата «Кубок Америки». В этом году она состоится в 32-й раз, а впервые проводилась в 1851 году. Тогда шхуна «Америка» завоевала Кубок Королевской яхтенной эскадры в гонках вокруг острова Уайт (Великобритания). Кубок доставили в Нью-Йоркский яхт-клуб, и с тех пор он носит имя первой яхты-победительницы. В этом году регата пройдет в испанской Валенсии, к участию в ней готовятся двенадцать команд. Может показаться, что яхтенные соревнования – это что-то вроде закрытого клуба, в который посторонним вход заказан. Но за любым событием такого рода может понаблюдать каждый желающий – так же, как и за матчем международного теннисного турнира или за поединком футбольных команд Премьер-лиги. Стоит только захотеть. Следить за гонкой можно даже с воды, например со специальных зрительских яхт. Кроме регат существуют еще так называемые яхтенные ралли – это скорее не гонки, а совместные походы, в которых яхтсмены могут пообщаться и поделиться опытом. В каждом пункте захода участников ждет культурная программа.
Я крыл себя матом – зачем я вообще в это полез, сидел бы дома... А потом понял, что выбора нет, надо бороться.
В июле этого года в Сочи в очередной раз стартует международное Черноморское ралли «Кайра-2007». Его девиз – «Открытие новых земель в кругу друзей». Участники этого ралли идут вдоль побережья с заходом в порты Черного моря. Первый раз ралли проводилось в 1997 году: тогда тридцать яхт под флагами двенадцати стран прошли маршрутом из Стамбула до Самсуна и обратно. После первой попытки ралли решили продолжать и постепенно расширять его маршрут. В 1999 году «Кайра» впервые прошла вдоль всего побережья Черного моря – за пятьдесят семь дней сорок три яхты из пятнадцати стран посетили Турцию, Болгарию, Румынию, Украину, Россию, Грузию и вернулись в Стамбул. Поскольку черноморские порты, яхт-клубы и марины могут принять одновременно не более пятидесяти яхт, в ралли участвуют пятьдесят экипажей, успевшие первыми подать заявки. На борт яхты можно приглашать только друзей, не взимая с них платы, – «катать» за деньги запрещено. Чтобы стать яхтсменом, мало научиться управлять лодкой. Придется пройти несколько теоретических курсов и получить права. В России права на управление яхтой выдает ГИМС – Государственная инспекция по маломерным судам, но действуют они только на территории России. За рубежом надо получать права международного образца. В таких странах, как Англия и США, права выдают коммерческие компании – школы, которые лицензируются соответственно Береговой охраной Великобритании и США. Подобных школ, признанных во всем мире, всего две: в Англии это Royal Yachting Association, в Штатах – International Yachtmasters Training (IYT). Курс обучения делится на несколько этапов. Первый – введение в яхтинг, по завершении которого человек получает Международный паспорт яхтсмена и первую степень – Competent Crew (квалифицированный член экипажа). Следующая степень – шкипер прибрежного плавания, Coastland Skipper (по терминологии IYT – Bareboat Captain / Skipper). Такой диплом дает право брать яхту в аренду. Права IYT в России можно получить в четырех школах – две из них находятся в Москве, одна в Петербурге и одна в Сочи. «Чтобы стать капитаном, этого недостаточно, – предупреждает Михаил Савельев. – После того как человек получил права, желательно минимум год ходить с более опытным яхтсменом». Для решительного человека любые преграды на пути к мечте - это не преграды, а испытание характера. Но другие люди заниматься яхтингом и не станут.