Журнал №193, октябрь 2019

Зачатие от трех родителей – новая реальность в Британии

Наталья Иншакова
04 февраля 2015
/upload/iblock/362/3629cebeb593ec6c1c56b8f86008b85e.jpg
Фото: Tambako The Jaguar.
Палата общин британского парламента приняла законопроект, согласно которому в стране станет возможным искусственное оплодотворение с участием трех человек.
Если палата лордов также одобрит этот закон, сотни пар во всей Великобритании получат возможность произвести на свет здорового ребенка. Дело в том, что третий участник процесса, женщина-донор, нужна для того, чтобы заменить поврежденную часть ДНК будущей матери здоровой. Речь идет об извлечении «плохих» митохондрий из яйцеклетки и имплантации в нее донорских, «хороших». Митохондрии, называемые энергетическими станциями клетки, обладают собственной ДНК, мутации в которой становятся причиной ряда наследственных заболеваний. Это, например, разные формы нейропатии, глухота, энцефалопатия и множество генетических синдромов. Они всегда наследуются от матери. Сама процедура замены митохондрий довольно проста и может осуществляться двумя способами. При первом ученые забирают по яйцеклетке у будущей матери и у донора, а затем извлекают из обеих ядра, содержащие 99,8% ДНК. Материнское ядро помещают в яйцеклетку другой женщины: таким образом, оно оказывается рядом со здоровыми митохондриями. Затем яйцеклетку оплодотворяют и имплантируют в матку женщине. При втором способе сперму будущего отца используют для оплодотворения обеих яйцеклеток, но еще до того, как они начнут делиться, митохондрии меняют местами. Представители англиканской церкви и гуманисты со всего мира бурно осуждают принятие этого закона. По их мнению, такой способ оплодотворения противоречит нравственным и духовным нормам, а также открывает путь к генному модифицированию людей. Как бы то ни было, если законопроект будет одобрен, первые дети «от трех родителей» могут родиться уже в 2016 году. Правда, врачи настаивают на том, что речь по-прежнему идет о зачатии от одного мужчины и одной женщины. Ведь ДНК донора составляет лишь 0,2% от общего числа.