Журнал №189, июнь 2019
Журнал №69, апрель - май 2019
Жизнь планеты
От чьих генов зависит здоровье ребенка?
11 марта 2015
/upload/iblock/481/4819f8e3e1dac89a60122fec0636f9e0.jpg
Автор фото: DaveBleasdale.
Ученые установили, что ДНК, унаследованная от отца, играет более важную роль в формировании организма, нежели материнские гены. Открытие поможет лучше лечить наследственные заболевания.
Человек получает по одной копии каждого гена от обоих родителей, за исключением половых хромосом. Генетические мутации передаются из поколения; такие заболевания, как диабет 2-го типа, шизофрения, ожирение и многие другие являются наследственными. Ученые давно изучают генетические связи и причины, лежащие в основе заболеваний. Так, в 1984 году было обнаружено явление, называемое геномным импринтингом: гены одного из родителей подавляют экспрессию генов второго, и в детском организме «работает» только информация одного родителя. Это встречается не чаще, чем в 1% случаев, а в основном организм задействует обе комбинации генов. Однако более активно все же используются ДНК, унаследованные от отца. К такому выводу пришли специалисты университета Северной Каролины; результаты опубликованы в журнале Nature Genetics. Исследование проводилось на популяции мышей Collaborative Cross – как лабораторных, так и диких. Это дало возможность получить образцы с большим генетическим разнообразием и, в числе прочего, изучать те генетические мутации, которые передаются не через один ген, а через множество цепочек. В ходе работы рассматривалась экспрессия генов - процесс, в ходе которого наследственная информация от гена (последовательности нуклеотидов ДНК) преобразуется в функциональный продукт: РНК или белок. Исследователи скрестили три группы мышей, получив девять разных типов потомства. Затем у повзрослевших мышей был измерен уровень экспрессии генов в различных тканях тела. При сравнении с копиями ДНК их матерей и отцов выяснилось, что вариант по мужской линии, в среднем, действует более активно в 80% случаев. Исследователи уверены, что результаты верны для всех млекопитающих, включая человека. Открытие проливает свет на наследственность: например, если в семье имеется ген шизофрении, то шансов, что он передастся потомкам, будет значительно больше в случае, когда носителем гена является кто-то по мужской линии. Научная работа в этом направлении может помочь в поисках эффективного лечения врожденных заболеваний.