Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Жизнь планеты

Земля оказалась пасмурной и облачной планетой

14 мая 2015
/upload/iblock/601/601aa12c18b9072bdfdd968d0dacb9ee.jpg
Более чем 67% поверхности Земли в любой момент всегда закрыто облаками.
Фото: NASA Aqua - MODIS
Согласно данным, представленным НАСА, нашу планету в целом нельзя назвать солнечной: над более чем 67% ее поверхности всегда нависают облака.
Карта средней облачности всех регионов Земли создана на основе данных, собранных спутником Aqua с июля 2002 по апрель 2015 года. Темно-синим цветом отмечено полное отсутствие облаков, голубой и его оттенки показывают различные степени умеренной облачности, а пасмурное небо на карте – белого цвета. Оказывается, над океаном ясным можно считать лишь около 10% неба, а над сушей – около 30%. На границе полярных и средних широт, а также вдоль Экватора наблюдается обильная облачность; самое солнечное небо – в пустыне Сахара, на Ближнем Востоке, западе Чили, в Австралии и Антарктиде. Aqua – научно-исследовательский спутник, запущенный 4 мая 2002 года в рамках реализации комплексной программы NASA EOS (Earth Observing System). Помимо спутника Aqua, собирающего данные о воде, работа ведется со спутников Terra («Земля») и Aura («Атмосфера»). Исследование облачности – важный аспект в рамках глобального вопроса о климатических изменениях нашей планеты. Разные типы облаков дают различный эффект: например, слоистые блокируют солнечный свет, что охлаждает расположенную под ними земную поверхность, тогда как перистые облака, пропуская солнечные лучи, на охлаждение влияния не оказывают. Таким образом до тех пор, пока небо покрыто достаточным количеством плотных облаков, эффект от глобального потепления может сдерживаться. Прочтите про редкое оптическое явление – радужные облака, посмотрите на лучшие снимки Солнца, сделанные НАСА.