Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Жизнь планеты

Живущие в метро микробы будут посчитаны

16 марта 2016
/upload/iblock/986/98665ee68a0c11049a8ff664f7b61abc.jpg
Фото: Eneas De Troya/Flickr.com
/upload/iblock/d06/d0647c04254c50bf0e3498c482ac1d18.jpg
Фото: Daniel Persson/Flickr.com
/upload/iblock/dd6/dd6070917dd5b530facf90278efb22a3.jpg
Фото: David Orban/Flickr.com
Международная группа ученых приступает к проекту по изучению всех микроорганизмов, обитающих в метрополитенах крупнейших городов мира – в том числе и Москвы.
Проект получил название Meta-SUB: от английского слова subway («метро», «подземка») и научного термина «метагеномика». Этот раздел молекулярной генетики анализирует материалы, полученные из некультивированных образцов в результате изучения генов и генома живых организмов. В числе первых городов, где начнутся исследования – Стокгольм. Уже в середине марта в метрополитене шведской столицы микробиологи начнут собирать пробы с поверхностей поручней, турникетов, мест продажи билетов и самих билетов, а также со всех точек, которых пассажир касается во время поездки. Образцы будут помещены в пробирки с соляным раствором: это предотвращает размножение бактерий. На основе результатов анализов будет составляться база данных. Исследование, в общей сложности, займет пять лет и охватит 47 городов: Нью-Йорк, Мехико, Рио-де-Жанейро, Монтевидео, Сингапур, Пекин, Тегеран, Киар, Рим, Осло, Берлин, Сидней, Москва и многие другие. Ранее в Нью-Йорке уже проводилось похожее исследование: специалисты из медицинского колледжа Weill Cornell в рамках проекта PathoMap попытались классифицировать все микроорганизмы, обитающие в городской подземке. Тогда было выявлено более 15 000 разных видов бактерий. При этом почти половину образцов ДНК ученые не смогли опознать, что показывает огромное разнообразие живых организмов вокруг нас. И хотя множество из числа обнаруженных микробов оказались болезнетворными, ученые призывают не бояться такого «соседства». Для людей, имеющих нормальный иммунитет и соблюдающих правила гигиены, в метро угроз не больше, чем где бы то ни было. Целью нового исследования является желание понять динамику распространения микроорганизмов, найти их связь с объектами городской инфраструктуры, численностью населения, экологией и другими факторами. По мнению ученых, эти данные будут полезны в городском планировании. Узнайте о самых любимых микробами местах в самолете.