National Geographic №195, декабрь 2019

Популярная Механика
13 января 2016
/upload/iblock/5c7/5c75104485500e1a4264b9e68f9ade22.jpg
Фото: commons.wikimedia.org
В современную эпоху всеобщего просвещения набрали силу «научные» мифы, выдающие совершенно нелепые утверждения за проверенные факты.
Миф 1 Эволюция зачастую воспринимается как «улучшение» живых организмов. Только вот биология знает немало примеров, когда все происходило с точностью до наоборот: в расслабляющей среде животные очень быстро деградируют, теряя приспособления для выживания. Для дронтов это и стало причиной вымирания. Эволюция — изменения и адаптация к окружающей среде, но вовсе не обязательно шаг вперед.

Миф 2
Поведение человеческого тела в космосе — отдельный список мифов. Нет, человеческое тело не взорвется и не превратится в ледышку за считанные секунды, а кровь не вскипит. Секунд через двадцать наступит потеря сознания из-за недостатка кислорода, а смерть — через полторы-две минуты. Но если бедолагу спасли до этого, у него есть хорошие шансы выжить.

Миф 3
/upload/iblock/005/005ebb30d53c5bb4348f1cd4d6116f7d.jpg
commons.wikimedia.org

Полярная звезда — отнюдь не самая яркая на небе. Она даже не входит в топ-10 по яркости, лишь в топ-50, находясь на 46 месте. Мы просто привыкли ориентироваться на Полярную звезду в историческом аспекте. А самая яркая звезда, видимая с Земли, — Сириус.

Миф 4
Правило пяти секунд (или «быстро поднятое не считается упавшим») — скорее детская городская легенда, чем научный миф. Вредоносные микроорганизмы попадают на упавшую на землю еду моментально, не выжидая даже секунды, не говоря уже о пяти.

Миф 5 Прочно засевшая в поп-культуре темная сторона Луны на самом деле не существует. Конечно, есть определенная область Луны, не видимая с Земли, но она освещается Солнцем ничуть не хуже, чем привычная нам сторона (и потому корректным термином является «обратная сторона»).

Миф 6
Мозговые клетки — объект еще одного ряда «научных» заблуждений. Например, считается, что нервные клетки не восстанавливаются, а у взрослых людей нейроны и вовсе прекращают делиться. Это чистая ложь: клетки мозга продолжают расти и меняться на протяжении всей жизни.

Миф 7
Монетка, упавшая даже с высоты в несколько сотен метров, не способна нанести серьезного вреда стоящему внизу человеку, что бы нам ни говорил распространенный миф. Она лишь оставит на коже «жертвы» небольшой синяк.

Миф 8
/upload/iblock/08f/08fc91ceaaf1a1fe49026a3c4576556e.jpg
commons.wikimedia.org

Жар от трения при входе в атмосферу метеоритов или космических кораблей — крайне популярное заблуждение. На деле нагрев происходит из-за сжатия воздуха, окружающего столь быстро движущийся объект (то есть аэродинамического сопротивления среды). При этом, если метеориты падают на Землю, они как правило не горячее обычных камней.

Миф 9
/upload/iblock/525/5256c76125a5a876fcd4225e52341b27.jpg
Павел Сагайдак

Молнии, никогда не бьющие дважды в одно и то же место, — выдумка, которая способна кого-нибудь погубить. Молния вполне способна бить дважды в одну и ту же точку, особенно если это высокое дерево или шпиль здания.

Миф 10
/upload/iblock/e90/e90e6059df3b77e4fa4e3fbdf0a89dcb.jpg
commons.wikimedia.org

«Отсутствие гравитации», позволяющее космонавтам парить в невесомости, — полнейшая ерунда. Все объекты, находящиеся на орбите Земли, включая МКС, не «плавают», а непрерывно падают вокруг нее именно благодаря силе притяжения, которая остается прежней. Но даже если удалиться от любых крупных космических тел на приличное расстояние, гравитация все равно никуда не исчезнет, хоть и изрядно ослабнет.