Журнал №189, июнь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

В соседней галактике взорвалась сверхновая

Софья Демьянец
24 января 2014
/upload/iblock/041/0413c7f992c818af6aa6b1b2da26f4d3.jpg
В галактике М82 произошел взрыв сверхновой, который можно увидеть с помощью бинокля.
Доктор Стив Фосси, астроном из Университетского колледжа Лондона, вел свое обычное наблюдение с использованием 35-сантиметрового телескопа в обсерватории университета, когда зафиксировал яркую точку в созвездии Большой Медведицы. Впоследствии выяснилось, что этой точкой оказалась сверхновая на краю галактики М82, известной также под названием «Сигара». На сегодняшний день это одна из самых близких и ярких сверхновых среди тех, что ученым довелось наблюдать с 1987 года. В то время сверхновая SN 1987A взорвалась лишь в 168 тысячах световых лет от нас в Большом Магеллановом облаке. Нынешней сверхновой временно дали номер PSN J09554214+6940260, и, по словам ученых, она относится к типу . Для представителей этого типа характерно образование в системах из двух гравитационно связанных звезд – белого карлика и красного гиганта, где первая вытягивает материю из другой звезды, которая находится неподалеку. Таким образом, белый карлик набирает критическую массу, после чего запускается термоядерная реакция и происходит взрыв. Благодаря яркости сверхновой её можно увидеть не только с помощью обычного телескопа, но даже с помощью бинокля. Причем, согласно мнению ученых, эта звезда становится всё ярче, и её оболочка продолжает расширяться со скоростью около 20 тысяч километров в секунду. Предполагается, что максимальная яркость будет достигнута примерно через две недели. Сейчас ученые внимательно наблюдают за сверхновой, и, прежде всего, потому, что она может помочь получить важную информацию о темной энергии, объясняющей факт, что Вселенная расширяется с ускорением. Интересно, что в нашей Галактике последняя известная науке сверхновая вспыхнула более 400 лет назад, в 1604 году.