Журнал №189, июнь 2019

/upload/iblock/5b4/5b4ca1f0b3dda9bf7cc125ce5d6085ed.JPG
Фото: HoopoeBaijiKite/Wikipedia
/upload/iblock/cf5/cf520c27c5dd0c664ecf03c976bf12ac.jpg
Фото: Ed Schipul/Wikipedia
Точная причина вымирания динозавров неизвестна до сих пор. Британские палеонтологи немного приблизились к ответу на вопрос, развенчав основную теорию, связанную с падением астероида.
Динозавры исчезли с лица Земли около 65 миллионов лет назад, в конце мелового периода. Вместе с ними вымерли морские рептилии (мозазавры и плезиозавры) и летающие ящеры, ряд моллюсков и водорослей. Всего погибло 16% семейств морских животных и 18% семейств сухопутных позвоночных.

Согласно наиболее распространенной теории, причиной «великого вымирания» стал удар, вызванный падением астероида или кометы в районе мексиканского полуострова Юкатан. Эта гипотеза основывалась на данных о приблизительном соответствии времени вымирания большинства из исчезнувших видов динозавров и времени образования кратера Чиксулуб (он является следом от падения астероида размером порядка 10 км около 65 млн лет назад).

Среди множества других версий – усиление вулканической активности: гигантское излияние магмы в промежутке между 68 и 60 млн лет назад. Ряд ученых полагают, что динозавров истребили первые хищные млекопитающие, уничтожая кладки яиц и детенышей; также влияние могли оказать резкое понижение уровня моря, резкий скачок магнитного поля Земли и прочие факторы.

Свою версию ответа на вопрос представили палеонтологи из университета Рединга. В исследовании, опубликованном в журнале Proceedings of the National Academy, они утверждают, что на момент падения метеорита динозавры уже находились на пути к вымиранию. Новая теория – комбинированная: она не отрицает влияния астероида, но отводит ему второстепенную роль.

По мнению ученых, столкновение небесного объекта с Землей и последовавшие за этим изменения лишь поставили точку в процессе, который продолжался уже давно. Специалисты сравнили скорость появления новых видов и скорость исчезновения уже существующих видов древних ящеров. Как только последний параметр опережает первый – начинает происходить вымирание.

На основе масштабных расчетов, включавших данные по шести сотням видов динозавров, выяснилось, что именно эта тенденция наметилась примерно 80-75 миллионов лет назад - задолго до образования кратера Чиксулуб. При этом ученые все еще не знают, почему это произошло. Свой вклад в медленное вымирание динозавров могли внести раскол суперконтинентов, изменение климата, конкуренция с другими животными и так далее: то есть все те факторы, которые рассматриваются в рамках других гипотез, за исключением версии о падении астероида.