National Geographic №195, декабрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Наука

Альпийские озера загрязнены пластиковыми отходами

11 октября 2013
/upload/iblock/2ec/2ecb58362d48e932cf8ba87acd0f5eab.jpg
Исследование озера Гарда помогло установить, что вред, который наносят природе пластиковые отходы, значительно больше, чем было принято считать ранее. Автор фото: Josef Grunig.
/upload/iblock/946/9460623cedaaeaa8b9d05d50c448a690.jpg
Озеро Гарда - крупнейшее озеро в Италии. Автор фото: Edwin van Buuringen.
Вред, который наносят природе пластиковые отходы, известен давно. Однако его масштабы оказались значительно больше, чем было принято считать ранее: недавно ученые обнаружили, что пластиком загрязнены даже альпийские озера – мировой эталон чистоты.
Давно известно, что океанские воды загрязнены пластиком; так, существует целый «мусорный континент» - в северной части Тихого океана располагается гигантское мусорное пятно, состоящее из сконцентрированных залежей пластика и других отходов, принесенных водами Северо-Тихоокеанской системы течений. Как считалось ранее, в озерах - особенно альпийских, с их большим количеством чистой пресной воды, поступающей из горных ручьев – подобной проблемы нет. Но недавно ученые доказали обратное. Научная группа под руководством Кристиана Лафорша из Байройтского университета (Германия) исследовала экосистему итальянского озера Гарда. Это самое большое озеро в стране, расположенное вблизи южного подножья Альп в котловине ледниково-тектонического происхождения. Исследователи обнаружили значительную концентрацию пластика в пробах донных отложений у северного побережья: около 1000 крупных частиц и 450 микрочастиц пластика на квадратный метр. Микрочастицы пластика – это кусочки пластиковых предметов диаметром менее 5 миллиметров, а в большинстве случаев они меньше песчинки. Именно это свойство делает их особенно опасными для морских обитателей: взвесь пластиковых частиц напоминает зоопланктон, поэтому медузы и рыбы принимают ее за пищу. Затем пластик передается вверх по пищевой цепочке, что в конечном итоге наносит вред не только окружающей среде и животным, но и человеку: полученные с пищей частицы микропластика могут вызывать различные заболевания. Группа ученых исследовала также озера в Баварии - там ситуация оказалась схожей. Причиной загрязнения альпийских озер являются пластиковые отходы, которые оставляют на берегах люди. По словам Лафорша, наличие пластика в субальпийских верховьях рек предполагает, что в низменностях их еще больше. Ученые призвали уделить больше внимания вопросам экологического просвещения людей, а также утилизации мусора.