Журнал №191, август 2019

/upload/iblock/9d7/9d7b35644b1841e07855af79774d34fb.jpg
Озеро Восток.
Фото: NASA
/upload/iblock/a90/a901394141366666eb235c96df3fe2a3.jpg
Схема бурения скважины озера Восток.
Фото: Nicolle Rager-Fuller/NSF
Российские ученые обнаружили в подледном озере Восток в Антарктиде новый вид бактерий. С уже известными организмами генетическое сходство составляет 86%.
Об открытии журналистам рассказал заведующий лабораторией криоастробиологии Петербуржского университета ядерной физики имени Константинова Сергей Булат. По его словам, бактерия, названная w123-10, была найдена в воде, намерзшей на буровой коронке. Соответствие с известными ранее бактериями на уровне 86% говорит о ее абсолютной уникальности. Российские специалисты ведут работы в районе подледникового озера Восток в рамках подпрограммы «Изучение и исследование Антарктики» ФЦП «Мировой океан». Впервые им удалось пробиться к воде через почти четырехкилометровый ледовый слой 5 февраля 2012 года. Через год вода поднялась по скважине и замерзла на уровне 363 метров. Пришлось бурить новую скважину, прокладывая ее параллельно первой. Ее глубина по длине ледяного керна составила 3 тысячи 769 метров 15 сантиметров. Из-за того, что вода загрязнена жидкостью для бурения, пробы не являются достаточно чистыми, поэтому с уверенностью говорить о существование жизни на дне или в толще озера Восток ученые пока не могут. "Нам нужна новая методология сбора воды», – подчеркивает Сергей Булат. По его словам, в дальнейшем для того, чтобы предотвратить контакты воды с керосином и другой буровой жидкостью, в качестве прокладки будет залито 40 метров силикона. Узнайте о финансировании российских антарктических программ.