National Geographic №194, ноябрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Наука

Астронавты NASA могут остаться без скафандров

27 апреля 2017
/upload/iblock/87d/87db0cb196ee10a79ca43a1bb63e2c0d.jpg
Фото: NASA
/upload/iblock/d36/d36bb23097e1e84b745e965e767cdafb.jpg
Фото: NASA
С развитием космической отрасли модернизация требуется каждому звену, в том числе – скафандрам астронавтов. Проведя инспекцию, в NASA обнаружили, что экипировка устарела и не позволяет реализовать намеченные программы.
Генеральный инспектор NASA Пол Мартин (Paul Martin) по итогам проведенной ревизии опубликовал отчет. В нем рассматриваются два аспекта: состояние текущего снаряжения, а также программа по созданию новых космических скафандров. Выводы неутешительны: в частности, скафандры, которые сейчас используют астронавты, были созданы 40 лет назад при том, что срок их службы был рассчитан на 15 лет. Уже сейчас устаревшее оборудование создает проблемы: так, в результате сбоя в циркуляционной охлаждающей системе скафандра в шлемы астронавтов стала попадать вода. Еще одним слабым местом является рюкзак жизнеобеспечения (EMU Primary Life Support System), который используется работах в открытом космосе. Контейнер EMU, закрепленный на спине скафандра, снабжает астронавта дыхательной смесью и удаляет из нее вредные примеси, регулируя влажность и содержание углекислого газа, управляет системами охлаждения и вентиляции. Также в нем находятся системы связи и медицинской телеметрии. В настоящее время NASA располагает 18-ю рюкзаками, но работоспособны из них лишь 11.
/upload/iblock/829/829a7f89a45df377a08066ab8180619d.jpg
NASA
Космическое агентство было готово к этой проблеме и заблаговременно запустило программу по разработке скафандров нового поколения. Однако в ходе ее реализации возник ряд административных препятствий; в результате было потрачено около 200 миллионов долларов, а новая экипировка еще не готова. «Учитывая нынешний график работ, существует риск того, что прототип нового поколения скафандров к началу испытаний на МКС в 2024 году не будет удовлетворять необходимым требованиям",- говорится в документе. В случае, если работа МКС будет продлена до 2028 года, ситуация станет катастрофической: к этому времени все рюкзаки жизнеобеспечения выйдут из строя, и астронавты останутся без оборудования для работы в открытом космосе. Узнайте, почему мы до сих пор не на Марсе.