Журнал №191, август 2019

/upload/iblock/feb/feb21996477d145603159257810bf0e5.jpg
Фото: NASA
/upload/iblock/f95/f953c8e7a36c07aee168ff6d67208c30.jpg
Фото: NASA
За последние 800 тысяч лет уровень кислорода в атмосфере Земли снизился почти на 1%.
Количество кислорода в атмосфере напрямую влияет на эволюцию. В различные геологические эпохи из-за природных катаклизмов происходило изменение его уровня, и это приводило к перестройке экосистем. Например, около 300 миллионов лет назад концентрация кислорода в атмосфере составляла около 35%, и эти условия хорошо подходили для жизни гигантских насекомых. В настоящее время уровень атмосферного кислорода достигает 20,9%, что на 0,7% меньше, чем было 800 тысяч лет назад. Такие данные получены геохимиками из Принстонского университета на основе исследований проб льда из Гренландии и Антарктиды, сформировавшихся в тот период. Замерзая, вода сохранила пузырьки воздуха, и их анализ позволяет делать вывод о концентрации кислорода в атмосфере. В публикации по итогам исследования ученые говорят о том, что причины для паники пока нет: снижение слишком мало, чтобы оказать заметное влияние на современные экосистемы. Более важным является вопрос о причинах: они пока неизвестны. Процесс более активного поглощения кислорода из атмосферы может быть следствием движения ледников. Отступая, они обнажают большие площади органических пород, впитывающих кислород. Еще одной причиной может служить охлаждение вод Мирового океана: его микроорганизмы при более низкой температуре активнее потребляют кислород. Ученые подчеркивают, что промышленная революция и, соответственно, сжигание большого количества топлива, заметного влияния на эти процессы не оказала: Мировой океан остывает на протяжении последних 15 миллионов лет, и кислорода в атмосфере стало меньше независимо от деятельности человека. Более того: теоретически, при снижении уровня кислорода в атмосфере должен возрастать уровень углекислого газа, но его показатель за 800 тысяч лет остался почти неизменным. Очевидно, что на планете происходят какие-то природные процессы, которые приводят к тому, что поглощение кислорода превышает его выработку. Узнайте о наличии кислорода в космосе.